[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Изучаем ККМ

Изучаем ККМКонтрольно-кассовые машины (ККМ) — самый большой и разнообразный по реализации класс торгового оборудования. Подавляющая часть устройств этого типа сегодня работают как составная часть компьютерных сетей.

Согласно реестру кассовых аппаратов, разрешенных к применению в розничной торговле, ККМ делятся на следующие виды:

  • активные системные контрольно-кассовые машины: компьютерные кассы, кассовые терминалы, POS-терминалы,
  • пассивные системные контрольно-кассовые машины,
  • фискальные регистраторы (принтер с фискальной памятью),
  • автономные контрольно-кассовые машины
  • Самый распространенный класс, способный работать с компьютером — это активные и пассивные системные ККМ, которые в зависимости от модели и комплектации кассового аппарата могут работать в трех режимах — off-line, online и в режиме фискального принтера.

    Режим работы ККМ off-line — это режим «сеансового» обмена данными между ККМ и системой учета и системой управления работой кассовых аппаратов. При работе в режиме off-line кассовый аппарат имеет запоминающее устройство, в котором хранит всю номенклатуру товара. Память может быть встроена в саму ККМ или располагаться во внешнем устройстве. Кассир работает с ККМ, регистрация продаж осуществляется по коду товара с клавиатуры кассы или штрих-коду товара, который передается в кассу со сканера штрих-кодов. При этой схеме несколько кассовых аппаратов могут присоединяться к одному компьютеру. В начале работы системы в память кассового аппарата загружается вся номенклатура товаров и, дальше, по мере необходимости данные о товарах догружаются в ККМ или изменяются. В конце рабочей смены из касс производится выгрузка данных о продажах в программу.

    Если ККМ имеет возможность работать в режиме off-line, необходим драйвер или внешняя компонента, которые имеют функции загрузки памяти кассового аппарата, в том случае если память у ККМ встроенная. Если же память ККМ внешняя, то драйвер реализует функции загрузки памяти внешнего устройства, а механизмы работы ККМ и внешнего ЗУ обычно реализованы математикой ККМ. Наличие учетной программы в процессе работы сети ККМ необязательно — данные загружаются и выгружаются только по мере необходимости.

    В режиме online (режим оперативного обмена данными между ККМ и системой учета) — несколько касс соединены с одним компьютером, а кассир работает только с клавиатурой кассового аппарата и со сканером штрих-кодов. Есть одно принципиальное отличие от предыдущей схемы — все данные о товарах, после первоначальной инициализации, ККМ оперативно получает от программы, сформированная кассой информация о продажах сразу попадает учетную программу. Отсутствует, как таковой, момент загрузки данных в ККМ — вся необходимая информация берется из учетной программы автоматически.

    Данное решение представляет собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий организовать работу сети пассивных системных ККМ с программой учета в режиме online. Решение реализовано по технологии клиент-сервер.

    Аппаратная часть комплекса:

    Сеть кассовых аппаратов подключена к одному компьютеру — т.н. кассовому серверу. Подключение ККМ к кассовому серверу может производиться по разным протоколам, в зависимости от типа используемой ККМ, конкретных условий автоматизации и применяемой элементной базы. Логика работы системы при работе с разными протоколами не меняется.

    В кассовом аппарате установлена специальная интерфейсная плата, позволяющая работать с персональным компьютером, сканером штрих-кодов и другими внешними устройствами. Возможность работы с внешними устройствами зависит от модели кассового аппарата. Наличие интерфейсной платы для связи с компьютером также зависит от конкретной модели ККМ. Соответственно, в компьютере устанавливается специальная интерфейсная плата.

    Программная часть комплекса

    Существует несколько уровней взаимодействия между программами комплекса:
    1-й уровень — уровень ИС и конфигурации;
    2-й уровень — внешняя компонента, клиентская часть ИС;
    3-й уровень — внешняя компонента, серверная часть, работающая на компьютере кассового сервера;
    4-й уровень — online сервер;
    5-й уровень — драйвер кассового аппарата (аппаратно зависим).

    Существуют два пути прохождения данных в системе. Первый, когда данные должны передаваться в ККМ. В этом случае данные, сформированные системой, передаются во внешнюю компоненту — клиент. Клиент, получив данные от программы, соединяется с компонентой-сервером, работающей на компьютере, к которому подключена сеть ККМ, и передает компоненте — серверу данные. Связь производится по протоколу TCP/IP. Компонента-сервер, получив данные, ставит их в очередь на передачу в online сервер. Функция online сервера состоит в хранении всех данных о товарах в торговом зале и взаимодействии с внешними компонентами информационной системы и ККМ через специализированный драйвер — единственный компонент системы, который зависит от конкретной марки кассового аппарата.

    Обратный путь данных о продажах от ККМ несколько отличается от описанного выше. Информация о продаже товара через ККМ поступает через драйвер в online-сервер, где становится в очередь на передачу в торговую систему.

    В режиме «Фискального принтера» ККМ выступает исключительно, как принтер чеков. Работой ККМ управляет приложение, работающее на компьютере. Как правило, программой, управляющей работой кассы, является программа системы учета, которая «общается» с кассовым аппаратом с помощью специальных драйверов. Работа с кассой происходит в два этапа. Сначала данные формируются и корректируются. Следующим шагом данные обрабатываются и посылаются в кассовый аппарат для формирования чека.

    CNews.ru по материалам Retail.ru

    Информационные системы для торговли

    Информационные системы для торговли

    Российские и зарубежные ритейлеры, как на этапе выхода на рынок и открытия новых проектов, так и на стадии реорганизации уже существующих предприятий торговли нуждаются в инструментах, способных не только автоматизировать торговый зал, но и обеспечить эффективное управление бизнес-процессами и взаимодействие и всех элементов структуры — центрального офиса, складских комплексов и магазинов. Эти задачи успешно решают прикладные информационные системы, разработанные и внедренные компанией «Пилот» в полном соответствии с современными требованиями к продуктам этого класса. За последние два года список заказчиков «Пилота» пополнился такими известными именами, как Auchan, Marktkauf, Metro Cash&Carry, Obi, Zara, «Национальный Торговый Альянс», «Детский мир», «Пятерочка» и другими.

    Подробнее

    Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2004 г.

    Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS