[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Александр Рахманов: 80% российских розничных компаний никак не решают задачу автоматизации управления

Александр РахмановПерспективы внедрения ERP в рознице и дальнейшие тенденции развития управленческого ПО на рынке автоматизации торговли комментирует в интервью CNews.ru Александр Рахманов, руководитель розничного направления компании «КОРУС Консалтинг».

CNews.ru: Насколько определяющим фактором, на ваш взгляд, является формат работы торгового предприятия при выборе ИС? Чем различаются требования к управленческой системе, предъявляемые, например, гипермаркетом, cach&carry или дискаунтером?

Александр Рахманов: Безусловно, это фактор является одним из решающих, т.к. каждый формат торговли имеет свою специфику и предъявляют особые требования к информационной системе. Например, cash&carry необходима возможность оперативной подготовки бухгалтерских документов на местах продаж, для сетей гипермаркетов характерен очень широкий ассортимент товаров, а дискаунтерам жизненно важно обеспечить эффективную работу распределительного центра.

CNews.ru: Торговые предприятия каких секторов, из вашей практики, сейчас наиболее активно автоматизируют свои бизнес-процессы?

Александр Рахманов: В первую очередь, предприятия тех секторов розничной торговли, где наблюдается наибольшая конкуренция — менеджмент розничных сетей стремится к повышению эффективности управления. Самый динамичный в этом смысле, пожалуй, food-сектор, далее я бы выделил салоны мобильной связи и бытовой техники, магазины строительных товаров, аптеки и магазины одежды.

CNews.ru: Насколько велика, по вашим наблюдениям, доля российских торговых предприятий, не стремящихся в ближайшее время внедрять ERP? Какими факторами, помимо ценового, это нежелание может быть обусловлено?

Александр Рахманов: Примерно 80% российских розничных компаний решают проблему автоматизации учета и никак не решают задачу автоматизации управления. Около 20% повышают эффективность своего бизнеса с помощью ERP-систем. Важно отметить, что последняя группа компаний — это либо лидеры, либо сети, обладающие четким стратегическим видением, которые стремятся в своем секторе или регионе занять определенную долю рынка.

Осознание необходимости внедрения ERP-системы — это отдельный этап развития бизнеса любой компании. Предшествовать этому должно понимание того, что без налаженных бизнес-процессов невозможна эффективная работа в условиях жесткой конкуренции. И пока такого понимания нет, ценовой фактор остается определяющим при выборе решения.

В настоящее время российский розничный рынок, правда, уже находится на той стадии, когда ERP-система из простого фактора повышения стоимости бизнеса при продаже превращается в реальный инструмент управления, в весомое конкурентное преимущество. Именно поэтому лидеры рынка уже либо внедрили, либо активно внедряют ERP-систему: «Лента» и «Копейка»- SAP Retail, DIXIS и «О’Кей» — Axapta Retail, «Перекресток» — Microsoft Axapta.

Исторически сложилось так, что 90% крупнейших розничных сетей сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Именно поэтому основная масса внедрений ERP в ритейле в последние годы пришлась именно на эти два региона. Однако, как свидетельствует наш опыт, доля региональных сетей, внедряющих ERP-системы и отраслевые решения на их основе, постоянно увеличивается. Это свидетельствует о том, что постепенно все российские ритейлеры приходят к пониманию важности повышения эффективности управления.

CNews.ru: Какова, по вашим оценкам, статистика успешных внедрений ERP в российской торговле? Увеличивается ли их доля за последние годы?

Александр Рахманов: Существует «официальная» статистика так называемых успешных и неуспешных внедрений. Со стремительным развитием информационных технологий, совершенствованием методологии внедрения ERP-систем, накоплением отраслевого опыта системными интеграторами доля успешных проектов будет неизбежно возрастать. Со своей стороны ритейлеры учатся делать правильный выбор как партнера по внедрению, так и системы управления. Компании начинают принимать во внимание не только стоимость решения или громкое имя консультанта, но также его реальный опыт работы с розничными сетями различных форматов, наличие всего необходимого функционала, интегрированность решения с торговым оборудованием, гарантии качества внедрения и т.д.

CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, наиболее адекватные критерии оценки эффективности выбираемого розницей решения?

Александр Рахманов: Эффективность информационной системы определяется на уровнях всех существующих бизнес-процессов. Например, на общесистемном уровне — повышением качества управленческих решений, на уровне финансов — повышением оборачиваемости капитала, на уровне логистики — широким и стабильно пополняемым ассортиментом, на уровне отношений с поставщиками — повышением эффективности закупок, на уровне отношений с клиентами — персональными скидками и маркетинговыми акциями.

CNews.ru: Как бы вы оценили актуальное состояние рынка CRM в торговом секторе? Западный ритейл достаточно долго экономил на решениях этого класса, однако сейчас «лед тронулся». Как быстро, по вашим прогнозам, тренд подхватит российская розница?

Александр Рахманов: В небольшом «магазине у дома» часто можно услышать вопрос: «Вам как обычно?» Продавец, при небольшом количестве постоянных клиентов, может запоминать в лицо покупателей и их потребительскую корзину. Это выглядит вполне естественно и приносит магазинчику значительную часть прибыли.

Обычно мы закладываем в информационную систему наших клиентов элементы технологии CRM. Например, это возможности управлять скидками постоянных покупателей, классификация групп покупателей, построение аналитических отчетов о предпочтениях этих групп, организация прямой почтовой рассылки по базе постоянных покупателей и т.д.

Закон Паретто подтверждается реальными исследованиями: 20% постоянных клиентов приносят компании 80% прибыли. Поэтому в той или иной степени наши клиенты уже несколько лет используют технологии CRM. И более чем успешно.

CNews.ru: Какие перспективы дальнейшего развития управленческого ПО на рынке автоматизации торговли вы видите?

Александр Рахманов: С одной стороны, все активнее на рынок систем управления для торговых компаний будут проникать западные ERP-системы и решения на их основе — Microsoft Axapta и Microsoft Navision, в меньшей мере — из-за своей высокой стоимости — SAP R/3 и др. С другой стороны, консультанты, работающие в ритейле, основное внимание будут уделять пресловутой «российской специфике». При всей универсальности и полноте западных систем, розничная торговля в каждой стране — и Россия здесь не исключение — развивалась своим собственным путем, в полном соответствии с историческими особенностями и климатическими условиями, согласуясь с требованиями национального законодательства и в зависимости от менталитета населения.

Еще одной тенденцией станет стремление всех этих решений к максимальной комплексности, к охвату всей вертикали управления бизнесом — от автоматизации работы POS-терминалов до стратегического планирования. Это будет достигаться как посредством самостоятельной разработки недостающих функциональных модулей производителями ПО, так и за счет интеграции решений с «лучшими в классе» специализированными программными продуктами.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS