[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Григорий Маркаров: HR-система должна учитывать целый ряд особенностей работы торговой сети

Григорий МаркаровО переходе отечественных ритейлеров от учетных кадровых систем к решениям в области управления персоналом, его карьерным ростом и обучением в интервью CNews рассказывает руководитель направления внедрения HR-системы «БОСС-Кадровик» компании «Омега — Плюс 91» Григорий Маркаров.

CNews: Несколько лет назад «локомотивами» автоматизации отечественного торгового сектора называли региональную экспансию торговых сетей и проникновение на российский рынок зарубежных конкурентов. Насколько эти факторы сохраняют свое влияние, по вашим наблюдениям?

Григорий Маркаров: По мере роста и развития рынка отечественным ритейлерам приходится конкурировать не только за покупателей, но и за квалифицированных специалистов. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нужно соответствовать определенному уровню, одним их показателей которого является качество автоматизации управления персоналом.

И хотя в настоящее время волна экспансии зарубежных торговых сетей несколько спала, они еще долго будут оставаться примером (в плане четкости и продуманности вопросов автоматизации бизнес-процессов) для российских сетей, продолжающих активно развиваться. Однако это вовсе не означает, что эффективная автоматизация управления персоналом крупной сети со множеством региональных филиалов возможна только при внедрении дорогостоящей западной HR-системы. Наш опыт автоматизации кадрового учета на базе программного комплекса «БОСС-Кадровик» подтверждает, что современные отечественные системы вполне успешно справляются с этой задачей, причем в разумные сроки и за разумные деньги.

У HR-систем отечественной разработки есть еще одно преимущество. При изменении в законодательстве (например, при смене алгоритмов расчета Единого социального налога, отпускных выплат, больничных листов и пр.) западная система часто оказывается не готовой к учету этих изменений, что приводит к штрафным санкциям со стороны налоговиков и других контролирующих органов. Такие программы, как «БОСС-Кадровик» позволяют оперативно реагировать на малейшие изменения в российском законодательстве и налогообложении.

404 - не найдено / Издание о высоких технологиях - CNews
 
Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Ошибка 404

Запрашиваемая страница не найдена

Вернуться на главную страницу

CNews: Какими основными критериями руководствуются сегодня торговые компании при выборе кадрового ИТ-решения для автоматизации своего бизнеса? Как это коррелирует, на ваш взгляд, с ситуацией, которая наблюдалась с этой области 2-3 года назад?

Григорий Маркаров: Для ритейлера важно, чтобы ИТ-решение работало на развитие и расширение его торговой сети, а значит — было гибким, функциональным, масштабируемым, позволяло автоматизировать любые, даже самые специфические задачи управления персоналом.

Но если 2-3 года назад выбор HR-системы зависел от того, насколько эффективно она решает задачи кадрового учета и расчета заработной платы, то сегодня этих критериев недостаточно. Поскольку в области автоматизации базовых задач торговые компании достигли более-менее похожего уровня, конкурентоспособность ритейлера сегодня во многом определяется уровнем автоматизации кадровых процессов, выходящих за рамки учетных функций. В числе основных критериев выбора HR-системы розничные компании называют наличие функционала для управления человеческими ресурсами. Это подбор персонала соответствующего уровня с минимальными затратами времени; оценка и обучение сотрудников, в которых затронуто управление их мотивацией; учет достижений, нарушений, а также персонального вклада сотрудников в общее дело и оперативного использования этой информации для принятия своевременных решений по ведению их карьеры, формирования кадрового резерва и т.д.

В системе «БОСС-Кадровик» можно вести учет карьерного роста каждого сотрудника, его перемещений по службе, пройденных ступеней обучения (послевузовское образование, повышение квалификации, профессиональные тренинги и т.д.), вести учет всех единичных затрат по каждому мероприятию такого рода. Так как эти сведения есть в единой базе данных, на их основе можно провести анализ связи карьерного роста сотрудника и затрат на этот рост. В том числе — получить статистику по всем сотрудникам одной специальности за определенный период. То есть руководитель может выбрать человека (например, продавца-консультанта) и проанализировать все затраты на него за последний год, получив полный отчет «нажатием одной кнопки».

CNews: Многие аналитики придерживаются мнения, что первичная автоматизация отечественных ритейлеров — этап пройденный, далее речь будет идти о модернизации имеющихся систем и поиске путей повышения их эффективности. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Насколько готова ваша компания идти навстречу подобным рыночным трендам?

Григорий Маркаров: В целом, я согласен с тем, что для большинства отечественных ритейлеров первичной автоматизации уже недостаточно. По мере роста и развития торговой сети появляются все новые задачи, которые требуют модернизации имеющейся системы управления персоналом.

Показательный пример — группа компаний «Рольф», с которой мы работаем уже более семи лет. После автоматизации стандартных процедур кадрового учета на базе HR-системы «БОСС-Кадровик» следующим шагом стала автоматизация управления трудовыми ресурсами в части прохождения обучения и аттестаций. Насколько эффективными оказываются результаты модернизации, зависит от взаимопонимания между заказчиком и командой внедрения

Для нас как для профессионалов важно провести первичную автоматизацию как можно быстрее, чтобы перейти к автоматизации кадровых процессов — это является более творческой задачей. Мы готовы рассматривать даже самые специфические задачи, которые ставит заказчик. «Омега — Плюс 91» также предлагает ритейлерам ряд готовых специализированных кадровых решений на базе программного комплекса «БОСС-Кадровик», внедрение которых потребует минимальных затрат времени и средств. Это расчет премий, перевод зарплаты на пластиковые карты, ведение учета персонала сети с территориально распределенной структурой и т.д.

CNews: Какова специфика автоматизации кадровой деятельности торговых компаний? Какие «эксклюзивные» требования они предъявляют к подобным программным решениям — в отличие от других отраслевых сегментов?

Григорий Маркаров: Основное требование — кадровая система должна помогать планировать внутренние расходы на персонал. Промышленные предприятия планируют расходы «от штата» (технологический процесс разбит на операции, на выполнение каждой из них определены временные нормы и количество сотрудников соответствующего разряда с соответствующим окладом). В отличие от «промышленников», торговые организации планируют расходы «от рынка», то есть — на основании данных о среднерыночной «стоимости» специалистов нужной квалификации и информации о том, сколько средств требуется для обучения и повышения мотивации сотрудников. Без современного инструмента автоматизации управления персоналом, такого как «БОСС-Кадровик», подобное планирование будет слишком трудоемким и гораздо менее эффективным. 

Кроме того, HR-система должна учитывать целый ряд особенностей работы торговой сети: большое количество сотрудников, высокую текучку кадров, существование различных графиков работы персонала, распределенную по разным регионам структуру. В отличие от персонала производственных компаний, сотрудники розничных сетей непосредственно контактируют с клиентами, а значит, должны быть коммуникабельными, уметь наладить контакты  с людьми. Отсюда — повышенная трудоемкость процессов отбора, обучения и аттестации кадров, эта дополнительная нагрузка ложится на плечи отделов персонала. При использовании инструментов управления кадровыми процессами HR-системы «БОСС-Кадровик» сложность этих операций значительно снижается.

CNews: Как внедрение автоматизированной системы управления персоналом может отразиться на повышении эффективности торгового предприятия в целом?

Григорий Маркаров: Конкурентоспособность торговой сети во многом определяется таким фактором, как качество обслуживания, то есть уровнем квалификации персонала. Грамотная расстановка кадров повышает привлекательность продавца в глазах покупателей. Хороший продавец понимает, что торговля лучше идет не там, где больше клиентов, потому что ниже цены, а там, куда приходят «денежные» клиенты. Будет улыбчивый, доброжелательный, компетентный персонал — будут и «правильные» покупатели. Но такой персонал нужно подобрать как можно скорее или же воспитать в ходе тренингов и аттестаций. Современные HR-системы, такие как «БОСС-Кадровик», предоставляют эффективные инструменты для подбора и развития сотрудников, планирования их карьеры. Плюс к этому — позволяют снизить трудозатраты на поиск, оценку, расстановку, обучение и мотивацию работников. Освободившись от рутинных нагрузок, сотрудники отдела по персоналу больше времени и внимания могут уделять задачам, требующим более высокой квалификации HR-менеджера.

Кроме того, решение позволяет формализовать все кадровые и расчетные бизнес-процессы в соответствии с единожды настроенной  цепочкой операций, а также контролирует, насколько правильно работники следуют запланированному алгоритму. А это — прямой путь к снижению затрат на оплату труда кадровиков. Специалист, который занимается и продумыванием цепочки бизнес-процессов, и отслеживанием ее выполнения, требует и более высокого оклада. Однажды настроенная система выполняет всю рутинную работу без участия человека. При этом топ-менеджер может сконцентрироваться на проработке бизнес-процессов, которая найдет отражение в настройках HR-системы и позволит набрать участников реализации этих алгоритмов с меньшими требованиями и меньшими затратами. Однако все это будет работать эффективно только в случае, если начальная настройка HR-системы продумана и выполнена профессиональной командой внедрения, хорошо понимающей особенности бизнес-процессов ритейлера.

CNews: Какую долю занимает автоматизация кадрового учета в общем объеме проектов, реализованных вами для торговых компаний? Как этот показатель изменится в ближайшие год-два, на ваш взгляд? Какие еще области деятельности предприятий данного сектора вы автоматизируете в настоящее время?

Григорий Маркаров: Автоматизация кадрового учета занимает порядка 20-30% в общем объеме наших проектов по оптимизации управления персоналом. В дальнейшем эта цифра увеличиваться не будет, поскольку процессы автоматизации кадрового учета — это стандартная процедура в ходе первичной автоматизации.

Зато объемы других работ, прежде всего — автоматизации управления кадровыми процессами (оценка и обучение сотрудников, планирование их карьеры и т.д.) — с каждым годом возрастают. От консалтинга по работе с инструментом под названием «БОСС-Кадровик» наша компания переходит к консалтингу по автоматизации бизнес-процессов средствами HR-системы «БОСС-Кадровик». Многолетний опыт отраслевых внедрений позволяет нам заниматься консалтингом на уровне реинжиниринга.

Еще одна актуальная проблема ритейлеров — автоматизация расчета заработной платы с учетом специфики работы торговых предприятий. Многие магазины работают тогда, когда другие отдыхают (в выходные и праздничные дни, круглосуточно). «БОСС-Кадровик» позволяет решить вопросы учета отработанного времени при специфических графиках работы, а также учитывать человеческий фактор (подмены, переработки, отработки не в свою смену и т.д.). Без автоматизации этих процессов кадровика ждет сложный ручной труд по обработке данных. У каждого ритейлера расчетные задачи индивидуальны, их автоматизация требует разработки специализированного решения.

CNews: На рынке существует множество решений для автоматизации управления персоналом. Почему вы остановили свой выбор именно на системе «БОСС-Кадровик»?

Григорий Маркаров: «БОСС-Кадровик» — развитая система управления персоналом, которая комплексно решает задачи и кадрового учета, и расчета заработной платы, и управления кадровыми процессами. По своему опыту, могу сказать, что на сегодняшний день это наиболее востребованная HR-система, в том числе и потому, что она адаптирована под стандарты делопроизводства и законодательство России, при этом успешно интегрируется с западными ERP-системами.

Для нас, как для интеграторов одним из основных аргументов в пользу комплекса «БОСС-Кадровик» является то, что он предоставляет широкий спектр возможностей для настройки тиражного функционала в соответствии с особенностями кадровых процессов заказчика. Это позволяет нам автоматизировать любую задачу, которую может поставить клиент, вне зависимости от масштаба, численности сотрудников, формы собственности и т.д.

CNews: Каковы ваши ближайшие планы по развитию экспертизы в области автоматизации деятельности торговых компаний?

Григорий Маркаров: Мы предлагаем торговым компаниям ряд специализированных отраслевых решений на базе стандартного функционала «БОСС-Кадровик». Наша цель — усовершенствовать их качество и степень готовности настолько, чтобы при внедрении у заказчика объем донастроек HR-системы (а значит и затрат времени и средств на ее внедрение) был минимальным.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS