[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Интернет-платежи: наличные выходят из моды

Интернет-платежи: наличные выходят из моды

Узким горлышком российской электронной коммерции до сих пор остается механизм оплаты товаров. В большинстве случаев оплачивать их другим способом, кроме как наличными, сложно и неудобно. Но похоже, здесь назревают положительные и кардинальные перемены.

Электронная коммерция в России, которая сконцентрирована в основном в Москве и еще нескольких крупных городах, за последнее десятилетие не претерпела революционных изменений. Наиболее проблемным фактором, который тормозит онлайн-торговлю, остаются безналичные платежи. Как правило, российские покупатели с помощью интернета только выбирают товар, а оплачивают его наличными курьеру после доставки или в офисе магазина. Обычно через интернет-системы проходят не крупные суммы, а микро- и мини-платежи. Массовым платежным инструментом могли бы выступить предоплаченные кредитные карты, но и через них очень мало кто переводит значительные суммы. В стране выпущено большое количество банковских карт, однако около 95% из них используется только раз в месяц и для одной операции: снятия наличных в банкомате после перевода зарплаты. Ответ на вопрос о том, есть ли предпосылки к изменению этой ситуации, неоднозначен.

Узкое место

Наиболее продвинутые интернет-магазины предлагают осуществлять заказ и получать информацию о продукте круглосуточно всеми доступными способами: через электронный каталог на сайте, по телефону, электронной почте, ICQ, Skype и пр. Приобретая товар, покупатель получает все сопроводительные документы, что и в обычном магазине: накладную или товарный чек (плюс счет-фактуру — для юридических лиц), кассовый чек (при наличной оплате), гарантийный талон или письменное разъяснение о порядке получения гарантийного обслуживания данного товара, а в ряде случаев — письменное разъяснение о порядке возврата или обмена купленного товара. Зачастую в виртуальных магазинах можно обнаружить тот достаточно редкий товар, который часто отсутствует в обычных магазинах, например GPS-приемники для смартфонов.

Разнообразны и способы оплаты в интернет-магазинах. Так, оплата программного обеспечения в магазине Allsoft.ru может производиться не только наличными курьеру (при доставке по Москве), банковским платежом (для юридических лиц и частных предприятий) или платежом через Сбербанк (для физических лиц), но и посредством использования более десятка различных платежных систем, а также с помощью кредитных карт Visa, EuroCard/MasterCard, Diners Club и Union Card (через систему CyberPlat или Assist).

Большой выбор способов оплаты предоставляет также интернет-магазин Ozon. Оплатить товар можно наличными курьеру при получении заказа, через платежные системы "Яндекс.Деньги", WebMoney, e-port, и KreditPilot; наложенным платежом на почте либо курьеру службы EMS; банковским или почтовым переводом; через личный пользовательский счет. Оплата заказов клиентами — юридическими лицами возможна только по безналичному расчету. Магазин также принимает к оплате банковские карты VISA, EuroCard/MasterCard, причем имеется редкая для России возможность совершить оплату через интернет, а не только в пункте выдачи заказа при его получении (только в Москве и Санкт-Петербурге) или заранее — сразу после оформления заказа на сайте. Оплата банковской картой в интернете производится непосредственно после оформления заказа на сайте.

Те немногие российские интернет-магазины, которые предоставляют возможность оплаты с помощью банковских карт через интернет, принимают к оплате, как правило, только карты признанных международных систем (VISA, MasterCard и др.). В частности, Ozon не работает с American Express, Diners Club, STB Card. Кроме того, не все карты Visa Electron, Cirrus/Maestro, Visa Plus пригодны для оплаты в интернете. По информации одного из бывших топ-менеджеров Ozon, доля онлайн-платежей в этом интернет-магазине совсем небольшая. С большой долей вероятности можно утверждать, что и в других виртуальных "шопах" ситуация с интернет-оплатой товаров аналогичная. В целом в обороте Ozon около 60% приходится на наличные расчеты, 10–12% — на оплату с помощью банковских карт, 8–9% — на электронные деньги и около 7% — на почтовые переводы.

Структура расчетов в интернет-магазине Ozon

Источник: Ozon, 2008

Кроме того, есть ограничения и по географическому признаку. "М.Видео", например, принимает онлайн-платежи кредитными картами Visa, MasterCard только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью. Платежные системы не спасают ситуацию. Во-первых, их слишком много, что, с одной стороны хорошо (у покупателя есть выбор), а с другой стороны, вносит определенную путаницу. Во-вторых, просто, быстро и удобно пополнить счет в таких системах, особенно в регионах, проблематично.

Способы оплаты товара в некоторых интернет-магазинах

Название магазина Основная специализация Способы оплаты
Allsoft.ru Программное обеспечение оплата наличными курьеру (при доставке по Москве), банковский платеж (для юридических лиц и ЧП), Сбербанк (для физических лиц), Яндекс.Деньги, e-port, КредитПилот, Contact, WebMoney, MoneyMail, RBK Money. Личный кабинет терминала Киви (ОСМП), FakturaPay, Элекснет, Rupay, E-Gold, HandyBank, Система Мобильных расчетов, Money-Money (Санкт-Петербург), оплата кредитными картами Visa, EuroCard/MasterCard, Diners Club и Union Card (через систему CyberPlat или Assist).
Ozon.ru Книги, диски, электроника и пр. наличными курьеру; для юридических лиц — только безналичный расчет; с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard в пункте выдачи заказа или через интернет; через Яндекс.Деньги, WebMoney, e-port, и KreditPilot; наложенным платежом на почте либо курьеру службы EMS; банковский и почтовый перевод; через личный пользовательский счет
Mvideo.ru Электроника и бытовая техника наличными курьеру при доставке (только по Москве и ближнему Подмосковью), банковский перевод, безналичный расчет — для юридических лиц, оплата кредитной картой (Visa, MasterCard) онлайн (действует только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью), оплата банковской картой (Visa, Visa Electron, MasterCard, MasterCard Electronic) при получении заказа (действует только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью), оплата подарочной картой "М.Видео" (действует только при доставке по Москве и ближнему Подмосковью), оплата в кредит
003.ru Электроника и бытовая техника наличными курьеру при доставке; безналичный платеж (через кассу банка, с расчетного счета организации или с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard, Diners Club при получении товара)
Foto.ru Фото и видеотехника, оптика и пр. банковским переводом или наличными курьеру
XCOM-SHOP Электроника наличными курьеру, в офисе, при получении посылки на почте; банковским переводом (3%); кредитной картой в офисе или курьеру; через WebMoney и Яндекс.Деньги
Dostavka.ru Электроника и бытовая техника, парфюмерия и пр. наличный платеж (для Москвы и ближайшего Подмосковья), кредитной картой (только в Москве), безналичный платеж (для юридических лиц), оплата через Сбербанк (для регионов, независимо от суммы покупки)
Телефон.Ру Электроника наличными курьеру, кредитной картой Visa International (Visa Classic, Business, Gold, Platinum, Visa Electron), MasterCard International (Eurocard/MasterCard Standart, Business, Gold, Maestro) и Union Card (физические лица) с помощью мобильного pos-терминала при доставке товара; через Сбербанк (физические лица); по безналичному расчету (юридические лица); через "Яндекс.Деньги"

Источник: CNews Analytics, 2008

Поэтому, хотя интернет-магазины и предлагают довольно большой выбор способов оплаты, россияне действуют по старинке и в подавляющем большинстве случаев оплачивают товар наличными.

Лед тронулся

Последние инициативы в области электронных платежей позволяют надеяться, что онлайн-оплата скоро более доступной и удобной в осуществлении. Так, в апреле 2008 г. компании ChronoPay и Robox заключили партнерское соглашение, которое позволит не думать, какие электронные деньги использовать. Унификация электронных денег, как ожидается, должна максимально облегчить жизнь как для владельцев интернет-магазинов, так и для их клиентов. Сейчас ChronoPay (оборот в России в 2007 г. — около 250 млн долл.) предлагает крупнейшей в мире системе электронных платежей PayPal помочь расширить спектр услуг в России. В настоящее время россияне могут оплачивать через PayPal покупки с помощью кредиток, однако не могут выводить деньги обратно или переводить их на чужой счет.

Значительный шаг на пути развития интернет-платежей в России сделал РБК. Холдинг создал на базе приобретенных активов ("РБК Банк" и система интернет-платежей Rupay) платежную систему RBK Money. К основным преимуществам системы относится безопасность интернет-платежей, осуществляемых с помощью банковской карты (при оплате покупок в сети пользователю не нужно вводить данные своей карты — вместо них фигурирует номер электронного кошелька) и упрощенная процедура пополнения электронного кошелька. Теперь пользователям не нужно искать терминалы оплаты или пункты приема платежей: достаточно наличия банковской карты и компьютера или мобильного телефона с доступом в интернет. Пользователи RBK Money имеют возможность проводить мгновенные платежи за коммунальные услуги, интернет, IP-телефонию, мобильную, международную и междугороднюю связь, коммерческое телевидение, онлайн-игры, программное обеспечение, приобретать товары и услуги в более чем шести тысячах интернет-магазинах. К 20 августа 2008 г., менее чем через два месяца с момента старта системы, свыше пяти тысяч человек воспользовались услугой активации банковских карт в RBK Money, пополнили счета своих электронных кошельков и совершили покупки.

Положительная динамика рынка, а также продолжающийся рост количества российских интернет-пользователей говорят об инвестиционной и коммерческой привлекательности сегмента электронных платежей. Так, в 2007 г. оборот пяти крупнейших российских систем электронных платежей, контролирующих более 85% объема рынка, увеличился на 130% и составил 16 млрд долл. Среднегодовые темпы роста (Compounded Annual Growth Rate — CAGR) российского рынка электронных платежных систем за последние три года равны 119%.

Интернет-платежи являются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка электронных платежей. Наибольшую популярность приобретают системы интернет-платежей, имеющие интеграцию с платежными продуктами банков. Так, американская система электронных платежей PayPal, имеющая более 164 млн пользователей, объявила о рекордном объеме платежей в четвертом квартале 2007 г. — 14 млрд долл. По прогнозам компании Javelin Strategy and Research, к 2012 г. объем онлайн-транзакций возрастет в 2,36 раза с 150,4 млрд до 355,2 млрд долл.

В целом у российского рынка интернет-торговли очень высокий потенциал. Если будет решена основная проблема — удобство и безопасность виртуальных платежей, можно ожидать настоящего бума. Последние же инициативы ведущих игроков позволяют надеяться на то, что очень скоро платить в рунете станет действительно проще и безопаснее.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS