[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
SCM востребованы как отдельный класс ПО

SCM востребованы как отдельный класс ПО

Стремительное развитие розничного рынка и ужесточение конкуренции потребовало специализированных ИТ-решений и способствовало выделению SCM в качестве отдельного подкласса ERP-систем. Как известно, SCM-системы позволяют решать задачи планирования, оптимизации расходов, снижения затрат и повышения качества обслуживания потребителей, что позволяет повысить эффективность товарооборота розничной компании.

По данным Gartner, мировой рынок ПО для управления цепочками поставок на протяжении последних лет показывал неплохой рост. Так, в 2007 году его объем увеличился на 17,6% и достиг почти 6 млрд долл. Аналитики объясняют востребованность SCM-систем тем, что они направлены на решение текущих экономических проблем, таких как рост издержек, увеличение конкуренции и усиление требований со стороны клиентов. Данная технология позволяет повысить удовлетворенность заказчиков и поставщиков за счет мониторинга их потребностей и улучшения планирования.

Оценив приводимые Gartner финансовые показатели крупнейших поставщиков SCM за 2007 год, становится очевидно, что лидерами являются компании SAP и Oracle, контролирующее соответственно 22% и 16% рынка. Далее идут компании JDA Software — 4%, Ariba — 2,7% и Manhattan Associates — 2,5%. Позиции JDA должны укрепиться за счет недавнего приобретения другого известного разработчика SCM-решений — компании i2 Technologies. Остальная часть рынка — за несколькими десятками более мелких разработчиков.

Мировой рынок SCM 2007

Источник: Gartner, 2008

Что заставляет ритейлеров более активно использовать в своей деятельности подобные системы? По мнению экспертов, в первую очередь — острая и постоянно растущая конкуренция на рынке розничной торговли. Наряду с высоким уровнем управления цепочками поставок в мировом масштабе, игроки розничного рынка вынуждены сохранять низкие цены, чтобы оставаться конкурентоспособными. Другие факторы давления на ритейлеров — все более возрастающие требования потребителей, а также растущая глобализация в отрасли. В результате ритейлерам приходится обеспечивать товаром все большее количество торговых точек, все большее количество покупателей.

Условия эффективности

Основная цель внедрения SCM-системы на торговом предприятии — оптимизация процесса управления цепочками поставок. Эффект может быть достигнут за счет решения следующих задач. Во-первых, путем уменьшения расходов на закупочную деятельность, определения наиболее выгодных условий поставок и оптимального ассортимента товаров. Во-вторых, посредством снижения складских запасов, для чего, с помощью концепции just-in-time ("точно вовремя"), объемы закупаемой продукции регулируются в зависимости от спроса на нее. В-третьих, за счет более эффективного планирования поставок благодаря наиболее полным и актуальным данным о продажах.

История внедрений комплексных SCM-решений показывает, что их возможности улучшить критичные для бизнеса показатели достаточно велики. Успешное внедрение подобной системы позволяет на 10–15% увеличить объемы продаж, на 30% сократить товарные запасы и в целом обеспечить 5–6% роста прибыли.

Однако достижение столь высоких показателей возможно лишь в случае комплексной автоматизации всех бизнес-процессов предприятия, поскольку эффективность работы SCM напрямую зависит от того, насколько качественно отлажены информационные потоки. Автоматизировать и интегрировать в одну систему нужно и склад, и транспортные потоки, и документооборот — иначе управление цепочками поставок не будет работать. Именно поэтому на крупных предприятиях чаще всего внедряют комплексные ERP-системы, где все эти блоки имеют хорошо налаженную взаимосвязь.

Цепочки поставок потому так и называются, что в них задействовано множество агентов: производители, транспортные компании, оптовики, дилеры. Наиболее же эффективной SCM становится лишь тогда, когда между участниками цепочки налажен электронный обмен данными, что является очень непростой задачей. В связи с этим чаще всего подобные комплексные решения встречаются в холдингах, где вопросы интеграции решаются централизовано.

Налаживанию информационных потоков и увеличению спроса на SCM-решения может способствовать более активное внедрение ритейлерами методики радиочастотной идентификации (RFID), которая до сих пор не получила широкого распространения, главным образом из-за своей дороговизны. Мировой опыт также свидетельствует об успешном применении данной связки (подобные решения на протяжении уже нескольких лет используются в крупнейшей мировой сети супермаркетов Wal-Mart).

Внедрение SCM-системы, как и любой другой системы класса ERP, сопряжено с множеством сложностей, растянуто во времени и зависит от тщательности проработки проекта. Внедрение автоматизированной системы влечет за собой значительные изменения в бизнес-процессах компании. Грамотное управление повышает вероятность адекватного восприятия происходящих обновлений персоналом: информирование и обучение работников — важная и неотъемлемая часть внедрения системы, позволяющая обеспечить лояльность большинства сотрудников, вовлеченных в проект.

Перспективы SCM в России

Сейчас на рынке SCM присутствуют как комплексные решения, в которых SCM является одной из составных частей (такие решения предлагают SAP и Oracle), так и специализированные, автоматизирующие только процесс управления цепочками поставок (например, решения компании i2). Комплексные решения имеют множество преимуществ и один существенные недостаток — высокую стоимость. Специализированные решения также можно эффективно использовать в отсутствии ERP, но при условии наличия доступа к необходимым для работы данным, что требует тесной интеграции с учетной системой. И в том и в другом случае стоимость и сроки внедрения могут сильно варьироваться в зависимости от масштабов деятельности и размеров компании, качества документооборота и т. д.

В последние несколько лет большинство компаний сосредоточилось на внедрении классических ERP-систем, что обеспечило вендорам продажи и внедрение продуктов на больших предприятиях на несколько лет вперед. И только теперь приходит осознание того, что ERP не является средством, способным обеспечить решение всех проблем промышленных предприятий, как об этом не раз заявляли некоторые вендоры.

Несмотря на то, что в целом российский ритейл сохраняет высокие темпы роста, многие розничные сети уже подходят к его пределу и начинают нести потери из-за снижения эффективности. Целый ряд компаний при планировании своей деятельности начинают ориентироваться в первую очередь на спрос. В данном случае без системы управления цепочками поставок, позволяющей в полной мере реализовать сетевые преимущества розницы, уже не обойтись. Кроме того, спрос на SCM-решения для торговли будет расти и в силу дальнейшего увеличения информатизации отечественных предприятий.

Не вызывает сомнения тот факт, что знание о предпочтениях потребителей и возможность их прогнозировать крайне важно для ведения розничного бизнеса. Информация о том, как изменится спрос на тот или иной товар, какова будет реакция на очередную маркетинговую акцию, незаменима при принятии управленческих решений. Поскольку большинство прогнозов носит статистический характер и связано со сложными расчетами, для эффективного решения подобных задач используется специализированный инструментарий. Возможность сопоставления прогноза спроса с возможностями его реализации в цепи поставок является важной частью управления розницей, что опять же говорит о необходимости построения комплексной информационной системы торгового предприятия, в которую были бы интегрированы все информационные ресурсы.

Управление поставками связано с большим объемом разнородных данных, которыми обмениваются участники цепочек. Очевидно, что эффективность информационного обмена при переходе на безбумажные технологии возрастает многократно, поэтому так важно создать механизмы электронного обмена данными между всеми подразделениями и партнерами. Наличие некорректных или устаревших данных в информационных системах предприятий вызывает появление ошибок и значительные задержки в цепи поставок, что, в свою очередь, неизбежно приводит к потерям. Использование средств, позволяющих сократить число операций ручного ввода данных, повышает эффективность работы всех участников цепочки поставок. В данном случае использование централизованных средств хранения данных, наличие единых правил их обработки и рычагов управления становится значительным преимуществом. Ведущие мировые торговые сети уже давно используют в своей деятельности системы электронного документооборота (EDI). Их появление на российском рынке вынуждает отечественных производителей и поставщиков товаров более активно внедрять передовые технологии и подключаться к единой системе обмена информацией. Необходимо признать тот факт, что синхронизация бизнес-процессов в интересах и поставщиков, и ритейлеров. Прямое подтверждение тому — опыт ведущих мировых компаний, таких как Dell, HP, Procter & Gamble и других.

По мнению участников рынка, для эффективного внедрения SCM необходимо не просто углубление деловых контактов, а именно интеграция компаний в цепочки. Это уже более высокий уровень взаимоотношений, требующий отлаженных бизнес-процессов, высокой корпоративной культуры и единых подходов к управлению. В России к этому готовы далеко не все: для большинства участников нашего рынка первоочередной задачей пока остается решение наиболее актуальных проблем, связанных с производством и дистрибуцией.

Логистика — еще одно уязвимое место в российских цепочках. Это связано со многими факторами, среди которых неразвитая инфраструктура, устаревший подвижной состав перевозчиков, нехватка складских площадей и распределительных центров и многое другое. Многие компании, выстраивая цепочки, вынуждены использовать собственную логистику. Услуги 3PL-провайдеров предлагает ограниченное число транспортировщиков и для большинства компаний это пока слишком дорогое удовольствие.

В любом случае, выстраивание отношений с поставщиками — дело непростое и небыстрое. Дистрибуторам приходится повышать прозрачность своего бизнеса, для чего необходимо отлаживать цепочки внутри собственных подразделений. И этого не произойдет, если сводить SCM к узкофункциональной работе закупочных и логистических служб. Необходимо вовлечение в процесс всех без исключения структур компании, и в первую очередь — руководства.

На сегодняшний день данных независимых исследований о состоянии дел на российском рынке специализированных SCM-решений нет, поэтому судить о положении вещей приходится по косвенным признакам. Например, доля рынка компании i2 СНГ, по их собственным данным, составляет 60%. Компания предлагает своим клиентам как решения i2 Technologies, так и продукты вендоров Infor Global Solutions, Supply Chain Consultants, Aldata, RiverLogic, Made4Net и других.

Максим Никитин / CNews Analytics

Алексей Клопотовский
IBS

Алексей Клопотовский:

Ритейлу необходимы принципиально новые технологии привлечения клиентов

Об актуальных тенденциях на рынке автоматизации предприятий розничной торговли, современных технологических решениях в этом секторе в интервью CNews рассказал Алексей Клопотовский, генеральный директор компании Expertek IBS.

CNews: По какому пути сейчас идет развитие SCM- и WMS-систем? Какие характерные для розницы тенденции здесь можно отметить в первую очередь?

Алексей Клопотовский: Supply Chain Management (SCM) или управление цепочкой поставок – термин, вошедший в обращение относительно недавно. На самом деле SCM подразумевает под собой не только новый тип информационных систем, но и современную стратегию компании по формированию такой сбытовой сети, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками. Именно по этой причине сегодня SCM-системами все больше и больше интересуются крупные розничные сети. Предприятия розничной торговли видят в них инструмент, с помощью которого можно создать оптимальные каналы взаимодействия с дистрибуторами и конечными потребителями.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS