[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Алена Кошкина
GMCS

Алена Кошкина:

Планы компаний по выходу на IPO во многом определяют их решение о запуске ERP

Об использовании ERP-решений в российской рознице в интервью CNews рассказала Алена Кошкина, директор департамента решений SAP компании GMCS.

CNews: Каков, на ваш взгляд, общий уровень информатизации отечественных предприятий розничной торговли сегодня? Какие качественные изменения произошли здесь за последнее время?

Алена Кошкина: За последние годы в России было реализовано несколько масштабных проектов по автоматизации крупных компаний данной отрасли. Возрос интерес к полномасштабным информационным системам управления и у компаний среднего звена. В целом отношение руководителей розничных сетей к ИТ на сегодняшний день определяется имеющимся опытом реализации проектов автоматизации. Если такой опыт есть, то управленцы бизнеса демонстрируют, как правило, глубокое понимание эффектов правильной автоматизации, четко формулируют требования и ожидания от внедрения информационной системы управления, грамотно подходят к составлению ИТ-бюджета. Достижение такого уровня отношения к ИТ обуславливается и наличием в команде бизнеса профессиональных ИТ-менеджеров. В то же время многие руководители компаний розничной торговли до сих пор имеют достаточно общее представление о необходимости в ERP-системе, основанное на накопленном пуле отдельных текущих задач автоматизации, и не рассматривают информационную систему как неотъемлемую часть общей стратегии управления.

CNews: Какими основными мотивами руководствуются компании розничной торговли при внедрении ERP? Можно ли утверждать, что в «тяжелых» отраслевых решениях заинтересованы в первую очередь компании, идущие на IPO?

Алена Кошкина: Мотивы принятия решения о внедрении ERP-системы определяются во многом уровнем зрелости компании, стратегией бизнеса и т.д. Многолетний опыт общения с заказчиками позволяет выделить, по крайней мере, несколько основных причин, которыми руководствуется топ-менеджмент в отношении ИТ. Во-первых, недостаточное покрытие задач бизнеса существующими информационными системами компании. Технологическая отсталость систем в части производительности, влекущая за собой сложности в обработке постоянно растущих объемов данных, слабые возможности поддержки устойчивой работы магазинов, значительную зависимость от каналов связи, является одной из самых распространенных причин внедрения современной ERP-системы на предприятии. При выборе ERP-системы компании розничной торговли особое внимание уделяют ее масштабируемости, так как отчетливо осознают темпы собственного роста, а значит и темпы роста обрабатываемых данных. Во-вторых, острая потребность повышения контроля и управляемости ключевых бизнес-процессов, связанных с учетом движений товарно-материальных ценностей, обеспечением защиты от «скрытых» хищений за счет получения достоверной и оперативной информации о товарных остатках. В-третьих, снижение человеческого фактора и связанных с этим ошибок в обеспечении своевременного распределения товаров по магазинам. В данном случае ERP-система призвана решить задачи автоматического алгоритмизированного планирования потребностей в зависимости от различных факторов (категории магазина, географии, сезонности и т.д.).

Что касается «тяжеловесности» отраслевых решений, то на сегодняшний день понятие «тяжелое отраслевое решение» практически исчезло из терминологии, относящейся к автоматизации бизнеса в секторе розничной торговли. Объясняется это просто: большинство информационных технологий уже отработаны и успешно внедрены во многих компаниях, более того, появилась возможность использования лучших практик не только мировых внедрений, но и внедрений на российских предприятиях. Вместе с тем планы компаний по выходу на IPO действительно во многом определяют их решение о запуске проекта внедрения ERP-системы. Такая зависимость вызвана схожестью по своей сути задач процедуры выхода на IPO и задач автоматизации: обеспечить прозрачность учета, повысить управляемость и эффективность основных операционных бизнес-процессов компании. В данном случае внедрение ERP системы рассматривается как эффективный инструмент достижения этих целей.

CNews: Какой инструментарий получают предприятия розничной торговли, внедряя «тяжелые» решения? Каковы практические результаты внедрения ERP-систем в данном секторе?

Алена Кошкина: Внедряя ERP-систему, компании розничной торговли получают дополнительное конкурентное преимущество перед остальными игроками этого динамично развивающегося сегмента рынка. Информационная система обеспечивает качественную поддержку принятия управленческих решений, основанную на предоставлении возможности оперативного формирования аналитической отчетности, что позволяет своевременно получать полные и достоверные сведения об эффективности и прибыльности самых разных категорий магазинов, сделать верные выводы и предпринять соответствующие действия.

Еще одним характерным конкурентным преимуществом компании розничной торговли, внедрившей ERP, является умение быстро и правильно просчитывать возможные варианты поведения на рынке. Речь идет о моделировании экономики инвестирования в открытие новых магазинов, моделировании эффектов от запуска различных маркетинговых мероприятий (акции, скидки, дисконтные карты и т.д.), моделировании экономического эффекта, оценке возврата инвестиций и т.д. Гибкие функциональные возможности информационных систем управления позволяют успешно решать и эти стратегически важные для ритейлеров задачи.

CNews: Какие модули ERP-системы внедряются в рознице прежде всего, а какие можно назвать для этой отрасли второстепенными? Насколько оправдано одновременное внедрение нескольких критически важных для бизнеса ритейлеров модулей ERP-системы?

Алена Кошкина: На практике наиболее часто используется поэтапный подход в стратегии развертывания ERP системы. Исходя из выбранной методики внедрения, на первом этапе автоматизируются ключевые операционные и логистические бизнес-процессы компании, обеспечивается возможность формирования аналитической коммерческой отчетности, далее автоматизируются процессы планирования и управления финансами. В зависимости от типа управления компанией (централизованное или децентрализованное) определяется критичность и насущность автоматизации процессов формирования сводной и консолидированной отчетности, процессов управления персоналом и расчета заработной платы, процессов организации единого финансового расчетного центра.

Что касается оправданности одновременного внедрения нескольких модулей, то для ритейлеров наиболее характерны ожидания быстрого возврата инвестиций в ERP, поэтому чаще всего компании выбирают все-таки поэтапный подход. В то же время подход одновременного внедрения нескольких модулей также приемлем, а с точки зрения получения максимальных эффектов от автоматизации может оказаться гораздо более выгодным. Следует, однако, учитывать, что такой путь требует соответствующей степени готовности компании. Речь идет об уже упомянутой зрелости компании в части понимания требований к автоматизации бизнес-процессов и ожиданий от внедрения ERP-системы, а также готовности следовать достаточно жесткому подходу к управлению проектом. На практике нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда компании недооценивают степень влияния четко сформулированных требований на успех проекта автоматизации. В большинстве случаев такие проекты перестают быть управляемыми по срокам и границам объема из-за постоянно меняющихся требований бизнеса. Удивительно, но такой, казалось бы, понятный и логичный фактор зачастую не учитывается при запуске проектов по внедрению ERP-систем.

CNews: Какие из своих ERP-проектов, реализованных (реализуемых) вашей компаний в розничной торговле, вы могли бы выделить как наиболее крупные, сложные и интересные?

Алена Кошкина: Экспертиза GMCS традиционно сильна в сфере розничной торговли. Так, нашей компанией был реализован комплексный проект по автоматизации бизнеса сети магазинов электроники «Техносила». Система управления ресурсами «Техносилы», основу которой составило отраслевое решение SAP for Retail, была построена GMCS совместно со специалистами заказчика и охватила основные бизнес-процессы ритейлера: закупки и сбыт, учет товародвижения, финансовый и управленческий учет. Отличительной особенностью явилось то, что запуск проекта ERP-системы совпал со стартом программы региональной экспансии «Техносилы». Применение нестандартной схемы внедрения позволило сократить сроки запуска системы в эксплуатацию и получения первых результатов. Сегодня информационная система управления обеспечивает всестороннюю поддержку межрегионального бизнеса «Техносилы».

Кроме того, в настоящее время GMCS реализует проект внедрения системы управления ресурсами на базе SAP for Retail в одной из крупнейших в России продуктовых розничных компаний – X5 Retail Group. Проектные работы касаются автоматизации управления товародвижением, внедрения финансового модуля, модуля планирования и т.д. Экспертиза в области ритейла, которой GMCS располагает на сегодняшний день, наличие собственных уникальных наработок, профессиональная команда консультантов, а также умение сочетать накопленные профессиональные навыки и нестандартные подходы к решению специфических задач каждого клиента, все это – мощная платформа, позволяющая нам эффективно реализовывать проекты самого высокого уровня сложности.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS