[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Любовь Рыбакова
Borlas

Любовь Рыбакова:

Число по-настоящему специализированных систем для ритейла весьма ограничено

О наиболее популярных и перспективных ИТ-продуктах и решениях в рознице, о нюансах автоматизации торгового зала в интервью CNews рассказала Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail.

CNews: Как можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере информатизации предприятий торговли? Какие, на ваш взгляд, качественные изменения произошли здесь за последнее время?

Любовь Рыбакова: На сегодняшний день большинство ритейлеров уже используют те или иные системы автоматизации, растет спрос на современные высокотехнологичные маштабируемые решения. Поэтому не удивителен интерес российских компаний к западным системам управления предприятием от таких вендоров как SAP, Oracle, Microsoft.

С другой стороны, в сфере автоматизации магазинов, число которых стремительно растет (расширяются торговые сети, начинают работать франчайзинговые схемы), ситуация несколько иная. Компании в основном приобретают относительно недорогие решения, которые можно быстро развернуть и которые обладают достаточной функциональностью, чтобы обеспечить точный учет товаров и качественное обслуживание покупателей.

Соответственно все чаще можно наблюдать картину, когда для автоматизации деятельности центрального офиса используются решения на базе ERP-систем от мировых производителей, а управление розницей (магазинами) доверяют специализированным торговым системам, разработанным на современных технологиях и легко интегрируемым с ERP. Если первые предлагают широкие функциональные возможности в различных областях: финансах, HR, управлении закупками, то вторые отлично справляются с учетом торговых операций, стандартизированы и легко разворачиваются в новых магазинах.

Кроме того, все больший интерес предприятия розничной торговли проявляют еще к двум областям информатизации. Во-первых, это системы анализа данных – BI. Многие компании стали уже достаточно большими и при анализе своей деятельности нуждаются в обработке значительного количества данных, иногда за довольно большой промежуток времени. Системы же отчетности, встроенные в торговые и ERP-системы, не всегда справляются с возросшими требованиями. Скорость формирования необходимых отчетов снижается, а возможности аналитиков торговых компаний формировать отчеты под свои потребности оказываются ограниченными функционалом, заложенным в учетную систему. Поэтому требуются специальные решения.

Во-вторых, это системы управления отношениями с клиентами – CRM, одного из главных инструментов реализации программы лояльности. В условиях возрастающей конкуренции все большее число торговых предприятий заинтересовано в том, чтобы лучше знать своих покупателей и эффективнее выстраивать свою политику в области ассортимента, маркетинга и управления скидками. Как раз CRM-системы позволяют получать и использовать необходимую информацию.

CNews: Какую роль играют ИТ в развитии отечественной торговли сегодня? Насколько важным на данный момент является ИТ-направление для руководителей компаний розничной торговли?

Любовь Рыбакова: Безусловно, роль ИТ в деятельности торговых компаний очень высока. И хотя вопросы открытия новых магазинов, ассортиментной политики, маркетинга и т.д., то есть вопросы, направленные на привлечение покупателей в магазины, первостепенны в работе розничной сети, их эффективное решение немыслимо без использования современных систем автоматизации.

CNews: Какие информационные технологии в настоящий момент наиболее востребованы торговыми организациями? У каких ИТ здесь наибольшие перспективы?

Любовь Рыбакова: Системы управления сетями магазинов по-прежнему остаются востребованными торговыми компаниями. Может, конечно, показаться, что рынок уже переполнен подобными предложениями, и таковых, действительно, много. Однако число по-настоящему специализированных систем ограничено. Среди критериев оценки системы можно назвать - учет потребностей конкретного сегмента розницы, легкую масштабируемость при росте организации, использование современных ИТ-инструментов разработки, отработанную технологию внедрения и эксплуатации. Пока таких решений не много.

Технологии анализа данных также можно назвать одними из наиболее востребованных. В некоторых организациях уже внедрены специализированные решения, позволяющие эффективно проводить анализ продаж и облегчающие работу аналитика или баера. Но все же больший интерес сейчас проявляется к системам, которые дают картину работы организации в целом, связывая воедино данные из различных информационных систем организации: учетной, бухгалтерской, управления персоналом, логистической и т.п. Такие решения позволяют быстро получать сводные данные об эффективности работы всего предприятия и служить основой для внедрения самых современных технологий управления.

Нельзя обойти вниманием и технологии, направленные на работу с покупателем. Кроме упомянутых CRM-систем, это различные ИТ-продукты для взаимодействия с клиентом через SMS и специализированные программы для работы с бонусными картами.

CNews: В чем специфика автоматизации предприятий розничной торговли промышленными товарами? Какие основные отличия от ИТ-решений, используемых при автоматизации продовольственного ритейла, можно отметить? Какова разница в подходах?

Любовь Рыбакова: Принципы ведения торговли в рознице общие для всех секторов: закупка, распределение по магазинам, продажа. Поэтому основные функции во всех торговых системах одинаковы. Но в деталях проявляются различия. Так, например, для магазинов модной индустрии, одежды, обуви, спортивных и детских товаров очень важен детальный учет каждой единицы товара: ведь даже кроссовки одной модели могут быть разного размера и разной цветовой гаммы. Соответственно, и решения для систем автоматизации этого сектора должны содержать специальные алгоритмы, позволяющие эффективно решать задачи, связанные с такими потребностями учета.

CNews: Насколько востребован в настоящее время программный комплекс TradeX, разработчиком которого является ваша компания? Какова эволюция данного продукта? В чем на сегодняшний день его основные конкурентные преимущества?

Любовь Рыбакова: Программный комплекс TradeX является специализированным решением для управления розничным модным бизнесом и разработан на основе самых современных технологий Microsoft. Соответственно, мы стремимся реализовывать в нем все необходимые функции , которые требуются этому сектору рынка. Могу смело утверждать, что наше решение одно из лучших в части функциональности из представленных на рынке, и мы постоянно работаем над его совершенствованием. Однако функциональность – это не единственное конкурентное преимущество. Не меньшее значение имеют надежность системы – мы всегда внимательно следим за этим – и отработанные технологии внедрения , сопровождения и обучения пользователей. Именно благодаря этим организационным технологиям мы в состоянии быстро развернуть систему и запустить в работу, подготовить персонал торговой компании для работы с ней. А благодаря профессиональной команде специалистов, детально знакомых не только с функциями программы, но и с технологиями торговли, мы способны оказывать необходимую поддержку и предоставлять консультации нашим клиентам на любом этапе внедрения и эксплуатации системы.

В результате, наше решение идеально подходит для автоматизации сети магазинов модного бизнеса. Наши клиенты при выборе системы опираются на широкую функциональность, лучшее соотношение «цена/качество» и отработанные технологии внедрения и поддержки. Подтверждается это и наметившейся тенденцией – расширяется количество наших заказчиков, устанавливающих у себя ERP-систему класса SAP или Microsoft Dynamics AX для решения задач управления финансами, персоналом, внешней логистикой и т.п., при этом оставляющих или специально приобретающих наше решение для автоматизации магазинов. Для таких клиентов нами разработаны специальные решения, позволяющие обмениваться данными между системами.

CNews: Какие еще собственные ИТ-решения и продукты вы предлагаете вашим клиентам – предприятиям розничной торговли? В чем их специфика?

Любовь Рыбакова: Розничная торговля развивается, предприятия становятся крупнее, увеличивается количество магазинов, растет конкуренция, приходится обрабатывать гораздо большее количество данных. Для того чтобы успешно вести бизнес в таких условиях необходимы специальные решения в области автоматизации – одна программа уже в принципе не может быть эффективной для решения всех задач. Поэтому мы не стремимся развивать TradeX «вширь», предпочитая совершенствовать его в основном направлении – учет товародвижения. Для решения остальных задач мы предлагаем другие продукты, как собственные, так и промышленные западные, которые тесно интегрированы с TradeX.

Скажем, для решения задач управления торговым залом нами разработан собственный программный продукт – Visual Pos Manager (VPM), – позволяющий из единого центра управлять, например, всеми кассами и скидками розничной сети. VPM интересен любому сегменту ритейла (сетям супермаркетов, гипермаркетам) и тесно интегрируется с SAP Retail, Microsoft Dynamics AX, 1С, Oracle Retail и т.д. В отличие от других аналогичных решений, представленных на рынке, наш продукт может устанавливаться не только в магазине, но и в центральном офисе, что удешевляет его стоимость и позволяет быть гибче в архитектуре решения.

Любовь Рыбакова

Для повышения скорости и удобства работы на складах и при проведении инвентаризаций нами разработаны специальные решения для мобильных устройств.

Особое внимание мы уделяем решению задач, связанных с программами лояльности, которые реализуют наши клиенты для своих покупателей. Поэтому мы не только вносим дополнительные возможности в наш программный продукт TradeX, но и разработали специальное решение на базе Microsoft Dynamics CRM 4.0, которое тесно с ним интегрировано. Это решение позволяет не только учитывать выданные покупателям дисконтные карты и отслеживать данные об их покупках, но также собирать информацию, проводить сегментирование рынка, управлять маркетинговыми акциями и отслеживать их эффективность. А самое главное – позволяет сохранить и приумножить «золотой фонд» торговой компании – лояльных клиентов.

Также мы предлагаем нашим заказчикам решение на базе технологий Oracle BI, позволяющее анализировать всю информацию, имеющуюся в торговой организации, независимо от того, в какой информационной системе она накапливается. Основой этого решения является хранилище данных, которое аккумулирует информацию из различных источников и, благодаря специальной структуре позволяет формировать отчеты гораздо быстрее, чем в ERP-системах. Кроме того, наличие специального интерфейса позволяет пользователям-аналитикам формировать запросы «на лету» и быстро получать нужную информацию. Отпадает необходимость обращаться к программистам для получения отчетов с требуемыми данными из разных систем, выгрузки этих данных в Excel, а значит, не надо тратить время на стыковку информации из различных источников. Все это значительно повышает скорость анализа и, как следствие, качество принимаемых на его основе решений.

CNews: Дайте свою оценку ситуации в области информатизации торговых предприятий с точки зрения фронт-офисных систем? Какие новые и интересные продукты и решения вы можете здесь отметить? Поделитесь опытом вашей компании.

Любовь Рыбакова: Фронт-офисных систем на рынке представлено немало, однако решений, разработанных на базе современных ИТ-инструментов и надежных в эксплуатации, не так уж и много. Кроме того, как правило, клиент хочет получить все в комплексе от одного поставщика, включая и сервисное обслуживание ККМ.

Рабочее место кассира, оснащенное кассовой программой, действительно является «передовым» и очень важным. Именно в этом месте происходит основное действие – продажа. От четкости работы здесь зависит очень многое для успешного ведения бизнеса. Помимо стандартных операций по приему денег и выдачи сдачи, требуется организовать прием безналичных платежей, обслуживание дисконтных и бонусных карт. А для магазинов модного бизнеса зачастую требуется еще и функция получения информации по наличию товара конкретного размера, причем не только в этом магазине, но и в других магазинах сети.

Поэтому мы постоянно развиваем наше кассовое решения PosX: расширяем возможности предоставления информации кассиру, совершенствуем скидочные и бонусные программы, которые могут быть реализованы на кассе, расширяем перечень процессинговых центров, с которыми работает наше решение.

Но мало совершенствовать функциональность самой фронт-офисной системы, очень важно четко управлять работой касс, которые территориально могут находиться далеко друг от друга. Поэтому мы разработали специальный модуль, позволяющий управлять настройками касс из единого центра. В результате, улучшается контроль за работой наиболее важного элемента информационной системы, уменьшается количество возможных ошибок.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией, вы могли бы выделить как наиболее крупные, сложные и интересные?

Любовь Рыбакова: Все проекты в сфере автоматизации торговых компаний интересны Borlas Retail независимо от их размера. В ходе реализации каждого из них мы получаем бесценный опыт и новые идеи для развития.

В качестве примера приведу проект по комплексной автоматизации торговой компании Bosco di Ciliegi. В ходе его выполнения мы установили полный комплекс оборудования и программного обеспечения, включая высоконадежные POS-терминалы IBM с кассовой программой PosX, систему управления модным бизнесом TradeX, а также специализированное торговое оборудование. Bosco di Ciliegi Family – очень динамичная и интересная компания, которая стремится сделать комфортным обслуживание каждого покупателя и предложить ему все самое лучшее.

Сейчас мы приступили к проекту по комплексной автоматизации известной американской сети магазинов GAP. В ходе данного проекта будет осуществлена тесная интеграция специализированного программного продукта TradeX с информационной системой GAP в Америке и Турции.

Также интересный проект мы реализуем в одной известной сети магазинов модной одежды. Там планируется осуществить тесную интеграцию программных продуктов Borlas Retail с ERP-системой Oracle Retail. Уже скоро мы сможем рассказать об этом более подробно.

CNews: Каковы тенденции развития решений для розничной торговли? Каковы ваши планы развития? На чем вы собираетесь делать основной акцент в будущем?

Любовь Рыбакова: Говоря о тенденциях, аналитики отмечают растущее значение открытой архитектуры и возможности интеграции систем и расширения их функциональности за счет добавления новых приложений/модулей. Кроме того, все большее значение приобретает использование «лучших практик». Это позволяет торговым компаниям не только оптимизировать свои бизнес-процессы, но и отказаться от значительной перестройки внедряемых систем, что впоследствии может сделать процесс обновления трудным и дорогостоящим.

А планов у нас как всегда много. Будут новые решения, новые возможности для торгового бизнеса. Основной же акцент мы делаем на качество развиваемых нами программных продуктов и сервиса, а также оперативность в решении задач такого «быстрого» бизнеса, каковым является ритейл. Я глубоко убеждена, что высокий уровень обслуживания и внимания к клиентам обязательно будет ими оценен.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS