[an error occurred while processing this directive]

 
Обозрение Рынок беспроводных технологий 2004 подготовлено При поддержке
CNews Analytics
CompTek

Станислав Рыбалко: Сейчас каждую неделю где-то в России открывается новый хот-спот — значит, есть спрос, и он будет расти

Станислав РыбалкоО направлениях развития рынков Wireless LAN и Wireless Access в России, перспективных проектах в этой сфере и проблемах регулирования отрасли в интервью CNews.ru рассказал Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek

CNews.ru: Как можно охарактеризовать сегодняшнее состояние рынка беспроводных технологий в России в сегментах широкополосного беспроводного доступа (BWA) и беспроводных локальных сетей (WLAN)? Что изменилось за прошедший год?

Станислав Рыбалко: На протяжении всего 2003 года мы фиксировали возрастающий интерес к беспроводным технологиям. Причем есть интересные тенденции. Если в 2002 году в мире большинство производителей ориентировалось лишь на рынок Wireless LAN, то в прошлом году появилось множество продуктов и компаний, предлагающих оборудование беспроводного доступа. Конечно, в большинстве случаев — это новые игроки на рынке, с заманчивыми перспективами в преддверии принятия стандарта 802.16. Самые интересные продукты стоит ожидать от ветеранов рынка, которые, как никто другой, знают его потребности.

В России также наблюдается устойчивый рост этого сегмента рынка (BWA). В основном это связано с общей устойчивостью экономики в настоящее время. Компании развиваются, потребности в каналах связи растут, а кабельные операторы не обладают оперативностью беспроводных операторов. При этом еще одной из тенденций является ужесточение конкуренции как между проводными и беспроводными операторами, так и между несколькими беспроводными операторами в одном городе. Во многих городах цена беспроводного подключения не превышает $500, что сравнимо с DSL-подключением при гораздо большей скорости и сервисах (той же IP-телефонии и видео).

Рынок Wireless LAN, не смотря на наши пессимистические прогнозы, за прошлый год также значительно вырос. Основной объем инсталляций — это по-прежнему, корпоративные WLAN (кабинеты руководства, «переговорки», склады, магазины). Интересной особенностью 2003 года стало бурное распространение беспроводных технологий в сектор SOHO. Наличие недорогих и простых в установке беспроводных устройств и общая осведомленность населения о беспроводных технологиях принесли свои плоды. И люди, работающие в ИТ или компьютерной сфере, видя, как удобно пользоваться беспроводными решениями на работе, покупают домой точку доступа и карточку в компьютер.

Бурного роста хот-спотов, как предрекали многие издания, в 2003 году в России не случилось. Это вполне естественно и даже хорошо. Ведь в отличие от стран Запада, где масштабные сети публичного доступа разворачиваются на кредиты и венчурные деньги, в России все инсталляции хот-спотов делаются на свои деньги и только в том случае, если это будет приносить прибыль. Поэтому банкротств точек публичного доступа, как сейчас на Западе, в России не будет. По нашим прогнозам, рынок хот-спотов будет стабильно развиваться и в 2004 году, без резких всплесков и провалов.

Обобщая вышесказанное, замечу, что оба рынка (и Wireless LAN, и Wireless Access) показали хороший рост и еще лучшую перспективу. По-прежнему, 90% рынка беспроводных технологий в России составляет именно беспроводной доступ и в ближайшей перспективе такая пропорция сохранится при общем росте рынка.

CNews.ru: В России, как и в других странах мира, активно продвигается технология Centrino. Отечественные производители ноутбуков недавно заметно снизили цены на свою продукцию, поддерживающую эту технологию. Будет ли этот шаг способствовать росту рынка беспроводных коммуникаций в части WLAN и хот-спотов? Или рынок все еще не готов к этому?

Станислав Рыбалко: Нам очень приятно, что за беспроводную технологию взялись такие гранды, как Intel. Это дает уверенность в быстром развитии рынка. Думаю, что в течение двух лет в пользовании у россиян 90% ноутбуков и других портативных компьютеров будут иметь беспроводной интерфейс именно благодаря технологии Centrino. Снижение цен только приблизит это время.

Большинство пользователей ноутбуков вполне образованы в компьютерной области, читали и знают про беспроводные технологии. Поэтому, конечно, они захотят, как минимум попробовать, как это работает и действительно ли так удобно, как пишут. А попробовав и оценив преимущества беспроводного подключения, обязательно организуют его и на работе и дома, а также захотят иметь такой доступ в гостинице (если едут в командировку) или в ресторане (на встрече с деловым партнером). И мы уже сейчас видим, что в настоящее время каждую неделю где-то в России открывается новый хот-спот. Значит, есть спрос. И в дальнейшем он будет только расти.

CNews.ru: Если говорить о технологиях беспроводной связи в сегментах BWA и WLAN, какие из них можно называть перспективными в ближайшие годы и почему? Не получится ли так, что люди, купившие сегодня ноутбук Centrino, окажутся с ним через два-три года не у дел (то есть не смогут воспользоваться связью при помощи встроенного радиомодуля 802.11b)?

Станислав Рыбалко: Обе технологии перспективны и будут активно развиваться в ближайшие годы. Давайте отдельно для каждой из них попробуем оценить перспективы.

Wireless LAN будут завоевывать все большую популярность и вскоре у каждой компании будет свой беспроводной сегмент, а во многих квартирах и загородных домах будут также развернуты беспроводные сети. Хот-споты займут свою нишу и станут стандартным сервисом в гостиницах среднего и верхнего ценового диапазона, ресторанах, многих аэропортах, институтах.

Что касается применимости Centrino, то новый стандарт 802.11g обратно совместим с 802.11b. Это значит, что пользователь компьютера с Centrino и через год, и через два будет иметь возможность связи с беспроводными локальными сетями. А основное количество сетей Wireless LAN сейчас и в обозримом будущем будет строиться именно на стандарте 802.11g.

Рынок беспроводного доступа (BWA) также будет развиваться, причем, в отличие от рынка Wireless LAN, который в России развивается более-менее линейно, рынок BWA во второй половине 2004 года ждет серьезный рост. Это связано в первую очередь с открытием новых частотных диапазонов, а также нормализацией ситуации в Министерстве информационных технологий и связи РФ, которое, как вы знаете, в начале 2004 года подверглось серьезному реформированию.

В январе 2004 года открылся новый частотный диапазон 5,25–5,35 ГГц, сейчас открыт еще один — 5,15–5,25 ГГц. Это дает возможность развивать существующие сети, выходить на рынок новым игрокам, в том числе крупным операторам проводной связи. Также активно осваивается диапазон 5,7–5,8 ГГц. Кроме того, новое оборудование для указанных выше диапазонов дает гораздо больше возможностей операторам — как по скорости (до 20–30 Мбит/с в отличие от прежних 2–5 Мбит/с), так по сервисам (передача трафика IP-телефонии, видеоконференций, телеметрии, и др.).

Второй фактор, обеспечивающий рост рынка беспроводного доступа — это стабильный спрос и все увеличивающийся выбор оборудования и поставщиков. Конкуренция между ними ведет к общему постепенному снижению цен на оборудование, которое продолжится и после принятия стандарта 802.16.

Кстати, о стандарте. Хочу сразу заметить, что раньше середины 2005 года ожидать действительно совместимого оборудования этого стандарта не стоит. Это связано с отсутствием аппаратной базы (микросхемного набора), который выйдет только в конце 2004 года. Кроме того, операторы беспроводных сетей смогут использовать и старое и новое оборудование в своих сетях, за счет территориального разнесения. Кроме того, есть сомнения, что стоимость оборудования стандарта 802.16 на начальном этапе будет меньше, чем у нестандартного оборудования.

CNews.ru: Насколько беспроводный доступ в интернет по технологии 802.11 может быть интересен обычному российскому пользователю? Или все-таки беспроводные коммуникации займут свое место в корпоративном сегменте?

Станислав Рыбалко: Сразу отмечу, что в большинстве случаев беспроводной доступ в интернет — это не 802.11. Поэтому если мы говорим о рынке BWA, то для пользователя (то есть организации) — это не отличается от проводного или другого подключения. Организации при подключении к интернету важна скорость и качество канала, быстрота подключения, предоставляемые оператором сервисы, а вовсе не технология.

А вот если мы говорим о Wireless LAN, то есть беспроводных сетях в помещениях — то перспективы у рынка SOHO очень хорошие. Масштабное развитие этого сегмента рынка сдерживает лишь отсутствие нормативной базы. По закону физическое лицо не может оформить разрешение на установку у себя дома беспроводной точки доступа. Поэтому сейчас этот рынок ждет, когда будет простая и легкая процедура. Эту работу ведет и возглавляемый нами комитет «БЕСЕДА» Ассоции Документальной Электросвязи. Надеемся, что уже в 2004 году необходимые документы будут разработаны и приняты. Тогда будет серьезный рост именно в сегменте беспроводных сетей в квартирах и загородных домах.

CNews.ru: Каковы, в среднем, первоначальные инвестиции в создание хот-спота, рассчитанного, скажем, на 10 точек доступа, и обслуживающего порядка сотни пользователей? Как скоро, по вашей оценке, они окупятся в дорогом отеле? В относительно недорогом кафе?

Станислав Рыбалко: На самом деле, подход у отеля и кафе к беспроводным технологиям совершенно разный. Отелю беспроводные технологии обеспечивают ощутимый доход, кроме того, постояльцы гораздо более требовательны к качеству связи и сервисам, защищенности и безопасности. Поэтому при выборе оборудования для сети отеля главными критериями являются:

  • возможность централизованного управления
  • централизованная аутентификация и биллинг
  • надежность (время наработки на отказ, гарантийное и сервисное обслуживание, стабильность ПО)
  • безопасность (шифрование трафика, предотвращение несанкционированного доступа и пр.)

При этом цена не имеет решающего значения, она влияет лишь на время окупаемости такой сети. Сейчас в отелях высшей категории, где развернуты сети беспроводного доступа, окупаемость беспроводной сети из 20–30 точек доступа составляет до 1 года. Это лишний раз доказывает перспективность технологии. Причем инвестиции могут быть как со стороны гостиницы, так и со стороны оператора связи, который за свои деньги разворачивает сеть, а потом делится доходами с гостиницей.

А вот у кафе подход совсем другой. Если раньше некоторые кафе пытались продавать карточки и всячески делать доступ платным, то сейчас ситуация изменилась. Как об очень наглядном примере хочу рассказать о проекте «Яndex WiFi» — самой, пожалуй, известной поисковой системе Рунета — Яndex. Это проект бесплатного беспроводного доступа посетителям московских кафе. А как же кафе будет зарабатывать, спросите вы? Идея проста до гениальности. Кафе, где есть такой бесплатный доступ, привлечет дополнительных клиентов, продаст им больше еды и напитков и таким образом, заработает на своем привычном поприще. Оператор связи, подающий интернет до этого кафе, также заработает за счет увеличения трафика. То есть все участники остаются довольны. Конечно, для организации у себя такого бесплатного доступа кафе выберет самую недорогую точку доступа, стоимость которых сейчас начинается от $150. А окупить такие расходы за счет новых посетителей можно очень быстро — за месяц-два. В Сети есть список заведений, где это уже работает.

CNews.ru: Что в ближайшем будущем ждет тех людей, которые на готовы платить по $300 в сутки за проживание в отеле и $10 в час за пользование беспроводным интернетом? Стоит ли ожидать в России появления публичных точек беспроводного доступа в недорогих гостиницах, кафе, вокзалах и пр., — по приемлемым ценам?

Станислав Рыбалко: Как я уже говорил, у гостиниц сейчас подход немного другой — для них важнее всего предоставить качественный и защищенный канал связи своему постояльцу. Однако, как вы понимаете, это хорошо работает только в дорогих гостиницах и стоит соответственно. А в гостиницах среднего и нижнего ценового уровня такой доступ может быть локальным, например, только на первом этаже или только в конференц-зале. В этом случае вложения в инфраструктуру несоизмеримо меньше (можно вообще обойтись одной-двумя точками доступа). Кроме того, биллинг может предоставить оператор связи, подающий в такой отель интернет. И опять мы видим, что и в этом сегменте беспроводные решения позволяют заработать. Пусть не так много, как в пятизвездочных отелях, но вполне ощутимые деньги. Все дело в желании администрации гостиницы экспериментировать, внедрять новые технологии.

Зачастую мы видим обратную ситуацию, особенно в регионах, в крупных городских гостиницах. Приведу пример, он из другой области, но очень показателен. Во многих гостиницах до сих пор нет своей УАТС. Это означает, что в каждый номер заходит прямой городской номер, за который гостиница ежемесячно платит. Мы подсчитали, что для гостиницы в 200 номеров установка УАТС (причем хорошей, не самой дешевой) окупится за год, а в следующий год сэкономит порядка полмиллиона рублей. Но администрация почему-то боится сделать такую замену и продолжает терять деньги…

CNews.ru: Стимулируют ли рост рынка беспроводного оборудования домашние сети? Насколько серьезен, по вашим оценкам, этот вклад?

Станислав Рыбалко: Давайте определимся в терминологии. Домашние сети — это проводные сети, соединяющие компьютеры в пределах одного дома. Сложно сказать, наверное, — никак не влияют. Беспроводные сети становятся человеку интересны, когда у него дома 2–3 компьютера. Например, глава семьи вечером работает за своим ноутбуком с почтой, а дети на втором компьютере или играют, или в интернете что-то ищут. То есть, двум пользователям одной квартиры нужен доступ к домовой проводной сети (или к частному DSL-каналу). Вот тогда есть смысл в установке беспроводной точки доступа. А теперь я хочу просить вас — у многих ваших знакомых по 2–3 компьютера дома?

CNews.ru: Рост рынка беспроводных коммуникаций (в том числе и сотовой связи) вносит свой негативный вклад в электромагнитную обстановку, которая, как предполагают некоторые исследователи, весьма неблагоприятно влияет на здоровье людей. Не придется ли через какое-то время прятаться от радиоволн за специальными экранами или активно бороться с ощутимо «фонящими» устройствами (как с шумными самолетами)?

Станислав Рыбалко: Хороший вопрос. Здесь беспроводные сети в явно выигрышном положении — ведь уровень излучения карточки или точки доступа — от 1 до 100 мВт и может настраиваться пользователем. А у современных сотовых телефонов — от 600 до 2000 мВт и настраиваться пользователем никак не может. Поэтому всегда можно настроить беспроводную сеть в помещении так, чтобы она практически не «светила» вне его пределов.

А вот для сетей беспроводного доступа ситуация обстоит по-другому. На здоровье пользователей они не влияют совсем, поскольку все излучающие элементы (антенны) вынесены на крышу или специальную вышку (для базовых станций). Однако создаваемые незаконными радиоканалами помехи серьезно мешают нормальной работе сети оператора. Грустно, что государство, взимая немалые деньги за частоту с легальных пользователей, совсем не заботится о чистоте эфира для них. Поэтому сейчас большинство операторов переходят из диапазона 2,4 ГГц в 5 ГГц, где по многим причинам число «пиратов» будет минимальным.

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных вашей компанией в последнее время.

Станислав Рыбалко: CompTek — дистрибутор беспроводных решений. Мы занимаемся продвижением технологии, развитием рынка, поставками оборудования нашим партнерам. Наши партнеры — это операторы беспроводных сетей, специализированные системные интеграторы, а также крупные интеграторы, предлагающие своим заказчикам полный комплекс решений, в том числе и беспроводных. Поэтому имеет смысл рассказать о проектах наших партнеров и клиентов.

Про проект «Яndex WiFi» я уже рассказал. Из других проектов можно выделить несколько интересных и знаковых.

  1. Подключение сельских школ к интернету. Сейчас в нескольких регионах России в рамках целевой федеральной программы наши партнеры разворачивают областные сети радиодоступа для школ. Применение беспроводной технологии позволяет в разы сократить стоимость подключения каждого объекта, а скорость разворачивания таких сетей просто не сравнима с прокладкой кабеля.
  2. Технологией радиодоступа активно интересуются представители целых отраслей экономики — например, энергетики. Сейчас идет активное реформирование структуры всего сектора экономики, выстраиваются новые алгоритмы учета и взаимодействия. И без каналов связи никак не обойтись. Конечно, при такой разветвленности и многочисленности объектов — беспроводной технологии просто нечего противопоставить. Сейчас идет сразу несколько проектов, они масштабные, поэтапные, поэтому, думаю, буду готов рассказать о их завершении в следующем году.
  3. Сети наблюдения за важными объектами города. Эта идея родилась в городе Кемерово, где местному УВД потребовалось организовать наблюдение и охрану важных объектов города. Далеко не ко всем из них был канал связи. Кроме того, по требованиям, система наблюдения должна быть независима от энергообеспечения охраняемого здания. Решили очень просто — на крыше здания напротив поставили обычную веб-камеру, комплект оборудования радиодоступа, антенну которого направили на ближайшую базовую станцию оператора городской сети беспроводного доступа. И так — каждый объект. В результате выиграли все. Охраняемые получили гарантии быстрой реакции, милиция — значительное улучшение криминальной обстановки, а также дополнительный источник дохода за предоставление услуг охраны. Оператор беспроводной сети может подключать те дома, где у него стоят комплекты оборудования радиодоступа, к интернету, при этом интернет-трафик и видео с камер слежения никак друг на друга не влияют и не мешают. Сейчас такие проекты готовят операторы в других городах.

В рамках политики развития рынка беспроводных технологий я бы хотел пригласить всех заинтересованных лиц на нашу Девятую конференцию «БЕСЕДА», которая будет проходить с 30 июня 2004 года в Подмосковье.

На конференции будут присутствовать производители оборудования, операторы беспроводных сетей, представители регулирующих органов. Основная задача наших конференций — это возможность выбрать решение и оборудование, подходящее под вашу конкретную задачу. Для операторов связи конференция еще более важна, поскольку именно здесь они смогут понять тенденции развития рынка и правильно построить свой бизнес.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS