[an error occurred while processing this directive]

 
Обозрение Рынок беспроводных технологий 2004 подготовлено При поддержке
CNews Analytics
CompTek

Алексей Морозов: Сдерживающие факторы для рынка — правовой и организационный

Алексей МорозовО рынке беспроводных сетей передачи данных в России и специфике работы в Подмосковье в интервью CNews.ru рассказал Алексей Морозов, заместитель директора по техническим вопросам компании «Флекс»

CNews.ru: Компания «Флекс» пришла на рынок беспроводных сетей передачи данных Подмосковья одной из первых. В чем специфика этого рынка именно в Подмосковье? Что изменилось с начала вашей работы в этом регионе?

Алексей Морозов: В том и особенность, что это Подмосковье. С одной стороны, — это не Москва, где высокая плотность потребителей услуг на единицу площади, с другой, — это множество из почти 80-ти районных центров и городов с разбросанными вокруг на расстояния от 5 до 30 км потенциальными абонентами. Необходимо одновременно обеспечить высокую скорость и требуемую дальность. К сожалению, в настоящее время решения, обеспечивающие высокую скорость (порядка 100 мбит/сек на сектор базовой станции) имеют радиус действия 3–5 км, а решения, обеспечивающие дальность до 30 км, позволяют развить скорость не более 5 мбит/сек на сектор. Поэтому построение сети передачи данных в Подмосковье, обеспечивающей возможность получения качественных услуг практически в любой точке, является непростой и творческой задачей.

К особенностям региона можно отнести и остающуюся до сих пор слабую насыщенность магистральными каналами. Если в ближней зоне (до 20 км от Москвы) этот вопрос решается более-менее нормально, то на удалении 50–100 км от Москвы остаются «Ростелеком» и «Транстелеком». А это значит — высокие цены и ограниченное количество точек потенциальной привязки базовых станций к магистралям. Изменения рынка в последнее время коснулись более всего ценовой политики. Если еще год-два назад цены операторов по Подмосковью существенно отличались от московских, то в последнее время клиент все чаще говорит — «хочу, как в Москве». И ни куда не денешься, приходится ценовую политику вести сравнимую с Москвой, особенно в связи с тем, что к рынку Подмосковья обратились операторы, традиционно работавшие только в Москве. Естественно, что при этом затраты на доставку трафика ложатся на оператора.

CNews.ru: Можете ли вы назвать примерные доли различных услуг (по объемам продаж) в вашем бизнесе — сдача в аренду каналов связи, предоставление радиодоступа в интернет и модемного доступа, организация домовых сетей?

Алексей Морозов: Аренда каналов составляет примерно 25% от общего объема продаж услуг. Порядка 35% приходится на долю радиодоступа в интернет для корпоративных клиентов. Около 30% приходится на домовые сети. Оставшиеся 10% процентов приходятся на иные услуги, в том числе и коммутируемый доступ, доля которого постоянно понижается. По трем первым направлениям отмечается постоянный абсолютный рост с несущественным изменением процентного соотношения между ними. По четвертому — очень мал абсолютный рост, соответственно, доля его уменьшается.

CNews.ru: По данным западных аналитиков, американские компании тратят на беспроводную связь до 25% всех телекоммуникационных расходов. Можно ли оценить аналогичные затраты российских компаний? Каковы относительные доли затрат предприятий из разных сфер промышленности? Какая доля здесь отводится технологиям WiFi и BWA?

Алексей Морозов: Мне кажется, что я сам хотел бы задать первый вопрос вашему уважаемому изданию. Сложно оценить, не проводя специального исследования. Взгляд со стороны по компаниям, с которыми приходится работать, говорит о том, что этот процент существенно меньше. В части технологий WiFi и BWA есть два аспекта. Если говорить о технологиях WiFi, как LAN, а BWA, как WAN, то доля WiFi очень мала, хотя и несколько возросла после принятия решения ГКРЧ о внутриофисном применении. В то же время широкополосный доступ на данный момент реализуется, в основном, на оборудовании WiFi. Такие вот «детские болезни роста».

CNews.ru: Как вы оцениваете объем и темпы роста сегодняшнего российского рынка беспроводной передачи данных? Можно ли говорить о тенденциях к росту и что этому способствует? Что мешает развитию?

Алексей Морозов: Однозначно можно отметить тенденцию к росту рынка беспроводной передачи данных. Из условий, способствующих этому, можно отметить, в первую очередь, общее увеличение спроса на телекоммуникационные услуги. Применительно к рынку Московской области важным фактором является общее улучшение экономической ситуации. Если два-три года назад основными потребителями наших услуг являлись крупные компании, то в данный момент «центр тяжести» смещается в сторону среднего и малого бизнеса. Растет число частных пользователей, подключенных отдельным радиоканалом.

К сдерживающим факторам можно отнести правовой и организационный. Правовой — это частотное регулирование. Здесь можно отметить и отсутствие открытых частотных диапазонов, и сложную многоступенчатую процедуру получения частотных присвоений. Организационный — как говорят китайцы, «чтоб тебе жить в эпоху перемен». Структурная реформа правительства РФ, в ходе которой за 5 месяцев этого года сначала было расформировано министерство связи, а затем снова создано, и, по некоторым оценкам, нормально начнет функционировать месяца через три. Достаточно сказать, что уже почти полгода отсутствует ГКРЧ, основной регулирующий орган по использованию частот в РФ.

CNews.ru: Бытует стереотип, что беспроводные сети гораздо хуже защищены от несанкционированного доступа, чем проводные коммуникации. Как в вашей радиосети решаются вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности?

Алексей Морозов: Беспроводные сети менее защищены в части получения доступа предполагаемым злоумышленником к среде передачи информации. Если предположить, что получен доступ к оптоволоконному кабелю или медному кабелю, как к среде передачи, то возможности по съему информации не отличаются. Поскольку в беспроводных сетях доступ облегчен в силу самой технологии, то производителями оборудования предпринимаются меры, обеспечивающие закрытие информации (шифрование, динамическая смена ключей, аутентификация и т.д.). Поскольку наша сеть строится в основном на оборудовании Cisco Aironet фирмы Cisco Systems Inc., то мы в полной мере используем все средства обеспечения информационной безопасности, предлагаемые производителем.

CNews.ru: В настоящее время в мире активно продвигается новый стандарт 802.16, хотя сертифицированного оборудования пока нет. Планирует ли компания «Флекс» использовать оборудование на его основе в будущем, или говорить об этом пока рано?

Алексей Морозов: Весьма вероятно. Стандарт привлекателен. Однако решение об использовании во многом будет зависеть от стоимостных и эксплуатационных характеристик реального оборудования данного стандарта, а также от ситуации с частотным ресурсом.

CNews.ru: Могли бы вы озвучить наиболее интересные проекты, из числа тех, над которыми вы работаете сейчас, и выполненные с участием компании «Флекс» в последнее время?

Алексей Морозов: Из реализованных проектов можно отметить подключение в городах Подмосковья сети пунктов Московской игровой системы «Джек Пот».

Из проектов, находящихся в работе, можно отметить проект по Среднерусскому банку Сбербанка РФ. Это наш старый и крупный заказчик. В ноябре 2003 года наша фирма выиграла конкурс на реализацию филиальной сети 4-х отделений, общей емкостью порядка 90 беспроводных подключений. Реализация этого проекта — 2004 год. Также достаточно интересным является проект по подключению к Московскому областному тресту газового хозяйства районных трестов и газораздаточных станций на территории области.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS