[an error occurred while processing this directive]

 
Обозрение Рынок беспроводных технологий 2004 подготовлено При поддержке
CNews Analytics
CompTek

Евгений Петров: Решение строить сетевую инфраструктуру для конкурса «ТЭФИ-2003» на технологии WiFi полностью себя оправдало

Евгений ПетровОб организации роуминга в беспроводных сетях, развитии рынка PWLAN-услуг и растущей заинтересованности федеральных операторов сетей проводной связи в организации этих услуг, тенденциях развития хот-спотов в России рассказал в интервью CNews.ru Евгений Петров, директор департамента телекоммуникационных решений компании INLINE Technologies.

CNews.ru: Отечественный рынок беспроводной передачи данных за 2003 г. существенно увеличил свою емкость, как в столицах, так и по России в целом. Каковы основные точки роста этого рынка и стимулы для потребителей таких услуг?

Евгений Петров: Россия не является каким-то особым исключением в смысле развития рынка беспроводных технологий передачи данных. Скорее можно говорить о замедленном проникновении WLAN на публичный рынок.

Это в первую очередь связано с не столь ярко выраженной, как за рубежом, конкуренцией на рынке малого бизнеса предоставления услуг и с менее емким рынком мобильных устройств (ноутбуков, карманных персональных компьютеров с поддержкой WLAN) как в корпоративном, так и в публичном секторе. Например, развитие сетей хот-спотов в США и Европе зачастую шло снизу — от кофеен и закусочных. Так, владельцы разветвленных сетей предприятий быстрого питания и гостиниц довольно скоро оценили преимущества WLAN с точки зрения получения дополнительной прибыли. Поэтому сегодня за услуги операторов WISP (Wireless Internet Service Provider) зачастую платят не конечные получатели сервиса, а владелец хот-спота. При этом последний либо несколько повышает стоимость своих профильных услуг, окупая часть затрат на оплату услуг WISP, либо относит эти расходы на маркетинговые затраты (как, например, в случае с американским «Макдоналдсом»).

Нет сомнений в том, что наличие условно-бесплатного доступа в интернет повышает конкурентоспособность владельца хот-спота и позволяет не только привлекать дополнительных клиентов, но и увеличивать прибыль, получаемую от предоставления основных услуг. Статистика показывает, что в закусочных и кофейнях, где предоставляется беспроводной доступ, посетители проводят больше времени и, соответственно, тратят больше денег. В России же данный бизнес в большей степени развивается за счет усилий поставщиков соответствующего оборудования и программного обеспечения и системных интеграторов. А те в свою очередь пытаются активно продвигать решения для беспроводного доступа интернет-провайдерами, клиентами которых являются потенциальные владельцы хот-спотов. Скорее всего, такая схема развития сохранится и в следующем году. Наблюдать изменение картины мы сможем, по-видимому, тогда, когда скепсис потенциальных российских пользователей хот-спотов сменится коммерческим интересом. Думаю, произойдет это через 1,5–2 года.

Сегодня определенно можно сказать — российский рынок корпоративных пользователей, прежде всего московских и питерских, готов принять данную услугу. Более того, именно корпоративные пользователи перенесут потребность в услуге на рынок частных пользователей.

CNews.ru: На прошедшей недавно выставке «Связь-Экспокомм’2004» компания INLINE Technologies представила решение для многостороннего роуминга в сетях с предоставлением услуг широкополосного беспроводного доступа. В чем преимущества данного решения для клиента? Почему в качестве поставщика оборудования выбрана компания Cisco Systems? Были ли альтернативы этому решению?

Евгений Петров: На мой взгляд, трудно переоценить значение технической возможности предоставления услуги межоператорского (WISP) многостороннего WLAN-роуминга для развития рынка WLAN-услуг в целом. Одно из принципиальных отличий беспроводного доступа в интернет от сетей сотовой связи для конечного пользователя состоит в невозможности обеспечить полное покрытие больших территорий силами одного оператора и, как следствие, в присутствии на рынке множества операторов. Поэтому организация роуминга между различными провайдерами услуги становится все более актуальной.

Основная идея, заложенная в решении нашей компании, состоит в том, что пользователь, купивший скретч-карту одного WISP-оператора, должен иметь возможность получить доступ к WLAN-услугам в наибольшем количестве зон доступа максимально возможного числа других, «гостевых» WISP-операторов. Кроме того, как «гостевой», так и «домашний» WISP-операторы также заинтересованы в увеличении объема трафика от пользователей-роумеров и в повышении лояльности своих клиентов.

В конце 2003 — начале 2004 года компания INLINE Technologies подготовила и протестировала систему межоператорского многостороннего WLAN-роуминга по заказу крупнейшего российского оператора транзитной связи — ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком», который совместно с несколькими WISP-операторами представлял данное решение на «Связь-Экспокомм’2004». Решение реализовано в основном на программно-аппаратных средствах Cisco Systems. В качестве аппаратных платформ ряда программных компонентов Cisco используются серверы Sun Microsystems. На наш взгляд, именно платформа Cisco Systems является наиболее оправданной с коммерческой и технической точек зрения для операторов-посредников WLAN-роуминга. К тому же можно смело говорить о том, что ряд используемых в решении компонентов Cisco уникален на рынке западных вендоров.

Необходимость в обеспечении максимальной надежности, безотказности, гибкости и масштабируемости решения операторского класса просто не оставляло нам, как поставщику решения, другого выбора.

CNews.ru: Существуют ли принципиальные отличия в обеспечении роуминга в сетях операторов мобильной сотовой связи и сервис-провайдеров беспроводного доступа в интернет (Wireless Internet Service Provider, WISP)?

Евгений Петров: Существуют. Начиная от компонентов используемой инфраструктуры, протоколов аутентификации и заканчивая организацией роуминг-соглашений. Коренным отличием является то, что в случае с оператором СПС абонент-роумер в зоне роуминга получает услугу через своего, «домашнего» оператора, то есть происходит обмен не только сигнальной информацией, но и голосовым трафиком. В случае же с WISP-оператором пользователь-роумер в зоне роуминга получает услугу через «гостевого» WISP-оператора (доступ к интернету), а с «домашним» (через роуминг-посредника или напрямую) происходит обмен только сигнальной информацией (аутентификация по протоколу RADIUS). Таким образом, снижается нагрузка на сеть и себестоимость предоставления услуги.

Можно добавить, что в случае с организацией роуминга в сетях СПС необходимы двусторонние (попарные) соглашения, а с WISP возможно существование роуминг-посредника (брокера). Владельцы хот-спотов (в большинстве случаев не являющиеся операторами связи) и WISP-операторы (то есть «держатели» базы или абонентов) получают возможность заключать соглашения с роуминг-посредником, а не друг с другом, получая при подключении доступ ко всем ресурсам. Другими словами, технологически и организационно реализация роуминга для WISP проще и более масштабируема.

CNews.ru: Среди предоставляемых вашей компанией услуг имеется услуга по организации операторского узла коммерческих беспроводных сетей общего пользования (PWLAN). В качестве потенциального клиента фигурирует крупный агрегатор трафика с других — небольших хот-спотов. Насколько востребована эта услуга в России в настоящее время, когда у нас только-только начали появляться разрозненные общественные зоны доступа?

Евгений Петров: Сразу подчеркну — речь идет не об одном потенциальном заказчике, а о нескольких. Как уже было сказано ранее, в России развитие рынка услуг PWLAN происходит в основном «сверху», то есть не от владельцев хот-спотов, а от операторов сотовой связи либо ISP. Поэтому сегодня схема предоставления PWLAN-услуг выглядит так: крупные операторы, обладающие соответствующей сетевой и программной инфраструктурой, а также мощной корпоративной клиентской базой, будут «спускать» услугу на уровень своих клиентов — потенциальных пользователей хот-спотов, а в отдельных случаях строить свои собственные сетевые хот-споты.

Такой подход позволит в ближайшем будущем обеспечить предоставление PWLAN-услуг для максимально большего количества потенциальных частных пользователей. Обеспечение многостороннего WLAN-роуминга между такими операторами, как я уже говорил, является одной из ключевых задач, которые предстоит решать. И мы уже сегодня готовы предоставить такое решение.

CNews.ru: Создается впечатление, что вашими основными клиентами в ближайшем будущем станут крупные сотовые операторы — они в последнее время всерьез анализируют направление, связанное с организацией хот-спотов. Насколько велик их интерес к подобным услугам в сравнении с другими категориями игроков телекоммуникационного рынка?

Евгений Петров: Действительно, все без исключения федеральные операторы СПС проявляют серьезный интерес к организации PWLAN-услуг. Меняется и отношение руководства этих компаний к ним. Ранее декларируемое некоторыми операторами СПС отношение к PWLAN и 3G как конкурирующим технологиям постепенно сменяется пониманием возможности и необходимости «мирного сосуществования» этих технологий и услуг, основанных на них.

Сегодня на базе одного из операторов СПС «большой тройки» уже развернуты и эксплуатируются опытно-коммерческие зоны обслуживания. С высокой степенью вероятности можно предположить, что предоставление PWLAN-услуг такими операторами будет происходить в рамках специально создаваемых «дочерних» WISP-операторов. С учетом размера абонентской базы операторов СПС именно они на основе грамотной стратегии освоения рынка имеют реальную возможность сделать PWLAN-услуги массовыми.

Что касается других потенциальных участников рынка, то они проявляют сегодня больше фактической активности, нежели операторы СПС. INLINE Technologies организовала ряд тестовых зон PWLAN совместно с несколькими крупнейшими российскими провайдерами первичного интернет-доступа, VPN и других телекоммуникационных и сетевых услуг, называть которых сейчас по понятным причинам еще рано.

CNews.ru: Какие возможны формы работы с вашей компанией по организации хот-спотов? Можете ли вы назвать примеры таких проектов?

Евгений Петров: INLINE Technologies является одним из крупнейших системных интеграторов, продвигающих WLAN-технологии на российском рынке. Наша компания в первую очередь ориентирована на реализацию масштабных проектов в данной области. Поэтому можно сказать, что строительство хот-спота в отдельной кофейне скорее не войдет в сферу интересов INLINE Technologies. В то же время организация WISP-операторских узлов с возможностью предоставления не только услуги доступа в интернет, но и VPN-услуг является для нас приоритетной. Хотелось бы отметить, что INLINE Technologies в каждом конкретном случае определяет степень соответствия проекта стратегии, выбранной компанией. Поставляя и инсталлируя решения на основе WLAN-технологий, мы предоставляем своим заказчикам не только комплексные сетевые, но и программные решения, включая автоматизированную систему расчетов «Билл-Мастер» — собственную разработку INLINE Technologies. В настоящее время АСР «Билл-Мастер» адаптирована для эксплуатации операторских узлов коммерческих беспроводных сетей общего пользования. В частности, мы предлагаем решение виртуального биллинга для хот-спотов, с размещением самой биллинговой системы, платформы аутентификации и ее поддержки на стороне WISP-оператора, осуществляющего агрегацию зон доступа — хот-спот.

CNews.ru: Красочное освещение церемонии награждения победителей IХ Национального телевизионного конкурса «ТЭФИ-2003» в Центральном концертном зале «Россия» стало возможным благодаря развертыванию WiFi-инфраструктуры. Как проходила реализация этого проекта? Оправдало ли себя такое решение — строить сетевую инфраструктуру для проведения одного, пусть и столь значимого конкурса на основе технологии WiFi?

Евгений Петров: При построении инфраструктуры беспроводного доступа в ГЦКЗ «Россия», которое мы реализовали совместно cо специалистами Первого канала, помимо стандартных средств резервирования, была использована оригинальная технология Cisco Systems — Hot-Standby, которая обеспечивает наивысшую отказоустойчивость всей системы. Голосование и объявление лауреатов конкурса «ТЭФИ-2003» проводились в режиме реального времени с помощью устройств КПК (PDA — Personal Digital Assistant), оснащенных сетевыми адаптерами для беспроводного доступа.

Перед запуском мы апробировали систему в нашей лаборатории и протестировали ее непосредственно в ГЦКЗ «Россия». Надо отметить, что само развертывание инфраструктуры было осуществлено в течение нескольких часов.

Решение строить сетевую инфраструктуру для проведения конкурса «ТЭФИ-2003» на технологии WiFi полностью себя оправдало. Это позволило нам выполнить поставленные заказчиком задачи — не прокладывать в зале большого количества проводов и не ограничивать передвижения телеакадемиков.

CNews.ru: Приходилось слышать различные мнения о перспективах развития беспроводных сетей публичного доступа в России. Каковы, на ваш взгляд, ближайшие перспективы развития этого рынка в нашей стране?

Евгений Петров: Этот вопрос отчасти перекликается с первым. То, что успешно развивается в остальной части мира, будет рано или поздно успешно развиваться и у нас.

Относительно темпов внедрения WLAN-технологий для общего пользования можно сказать, что они зависят от множества факторов. К ним, например, можно отнести достаточную распространенность среди корпоративных и частных пользователей устройств, снабженных WiFi-интерфейсами, заинтересованность и понимание коммерческой стороны вопроса у потенциальных владельцев хот-спотов и, конечно же, наличие на рынке услуг многостороннего межоператорского WLAN-роуминга.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS