[an error occurred while processing this directive]

 
Обозрение Рынок беспроводных технологий 2004 подготовлено При поддержке
CNews Analytics
CompTek

Герман Мызовский: Хотелось бы, чтобы беспроводная связь-2005, -2006 или -2007 была ориентирована на людей

Герман МызовскийНа вопросы CNews.ru о перспективах и путях развития беспроводной связи в России и использовании возможностей VoIP-WiFi, в том числе — в сотовых телефонах, отвечали Герман Мызовский, ведущий специалист Tario Communications, и Валерий Костюнин, технический директор компании Tario Communications

Беспроводной VoIP-телефон ZyXEL P-2000W

На столе у Германа Мызовского лежит телефон, очень похожий на сотовый. Эту новинку — беспроводной VoIP-телефон ZyXEL P-2000W, работающий в стандарте 802.11b, — компания представила на выставке «Связь-Экспокомм -2004». Как считает ведущий специалист Tario Communications, с точки зрения пользователя трубка WiFi — это чрезвычайно удачная и удобная вещь для работы и в офисе, и дома — там, где имеется широкополосный доступ в интернет. Сотрудники Tario Communications уже сейчас активно пользуются подобными решениями, в том числе и у себя в квартирах, и находят их весьма полезными. Может быть, скоро такие телефоны появятся и у нас с вами?

CNews.ru: Герман, как вы можете охарактеризовать современное состояние рынка публичного беспроводного доступа в России? Какие ключевые события определяли и определяют его тенденции развития?

Герман Мызовский: Как известно, Intel пропагандирует концепцию «Экосистемы» — доступ в Сеть в любое время и в любом месте. Однако, по моему мнению, несмотря на то, что эта идея очень хорошая и интересная, реализована она в России, по крайней мере, на сегодняшний день, «не для людей» — к сожалению, пользоваться услугами существующих хот-спотов не очень удобно. В первую очередь, это касается авторизации. Например, для выполнения этой процедуры на хот-спотах, развернутых в сети отелей «Марриотт» на базе оборудования Cisco Systems, требуется устройство с установленным браузером, в котором необходимо ввести пароль. Как мне кажется, это не совсем удобно, и называть такое решение «Экосистемой» некорректно. В идеале должна быть некоторая единая сеть хот-спотов, которые авторизуются по правилам роуминга. Другими словами, публичный доступ — это совершенно другой рынок в отличие от того, что происходит в офисе и дома, где вопросы авторизации доступа с раздачей IP-адресов и пр. решаются, по сути дела, раз и навсегда.

Именно по причине того, что системы шифрования и авторизации требуют некоторых усилий со стороны пользователя — усилий, которые он явно не хочет затрачивать, но просто вынужден это делать, — хотелось бы, чтобы беспроводная связь-2005, -2006 или -2007 была ориентирована на людей, на рядового пользователя. И тогда эта технология «пойдет». На корпоративном рынке таких проблем не существует — в специалистах, способных долларов за 300 в месяц настраивать такие сети, нет недостатка. Но когда речь идет об абоненте, который сам для себя является первым и последним сетевым администратором, такие вещи не проходят.

В обозримом будущем в России можно ожидать примерно таких событий, которые происходят, например, в Сан-Франциско, Нью-Йорке и других крупных американских городах — там, где открыты бесплатные хот-споты. Проект «Яндекс.Wi-Fi» — это часть концепции, которая очень четко отвечает понятию «Экосистемы», поскольку «Centrino Inside» может быть написано как на ноутбуке, так и на самом «Макдоналдсе». Бесплатные хот-споты перспективны, например, и в дорогих спортклубах — стоимость клубной карты там и так достаточно высока, а привлекать дополнительных клиентов за счет расширения спектра предоставляемых сервисов вряд ли откажется любой менеджер. В то же время, коммерческие хот-споты могли бы быть развернуты, например, на «Горбушке» — там, где находится большое число людей с ноутбуками. Хорошим бизнес-решением в этом случае могла бы стать простая продажа паролей на входе на рынок (я не понимаю, почему это до сих пор никто не делает). Но в заведениях, которые привлекают людей каким-то другим сервисом, наличие бесплатного беспроводного доступа для малых устройств — это тоже безусловное благо. В этом случае такая сеть может быть совершенно открытой и не требовать авторизации. Похожих примеров на Западе — масса.

Сейчас в России, к сожалению, публичного доступа практически нет, однако он обязательно будет развиваться. Стоимость трафика будет падать и приближаться к нулю, и в результате мы получим то, что сейчас происходит, скажем, в Соединенных Штатах. Ведь семинары Cisco Systems по информационной безопасности начинаются примерно так: «Если вы откроете свой ноутбук в даунтауне в Сан-Франциско, то вы поймаете 6–8 открытых сетей». Почти все варианты платного публичного доступа, за исключением очень ограниченного числа мест — не для людей, они не совсем удобны.

На прошедшей в этом году выставке «Связь-Экспокомм» нас часто спрашивали, где в представленном нами WiFi-телефоне браузер и как реализовать процедуру авторизации. Я отвечал, что в нем используется четыре ключа шифрования, и при наличии открытого доступа в телефон «вставляется» открытый ключ шифрования — таким образом и организуется доступ. Думаю, что если этих четырех ключей вдруг когда-то не станет хватать, то есть среднестатистический пользователь с этим телефоном может оказаться в зоне действия более чем четырех хот-спотов, где нужно прописать какой-то доступ, — к этому времени уже не будет нужно ни одного ключа: они все будут бесплатны!

Что касается использования WiFi-телефона в офисе, то в данном случае все происходит как с мобильными телефонами — если у отца и сына есть мобильный телефон, то можно говорить о почти полной гарантии того, что они появятся у жены и у тещи. Таким образом, если в компании оказываются, например, три ноутбука Centrino с WiFi-доступом, то следующее, что будет приобретено и установлено, — это точка радиодоступа.

CNews.ru: Ранее, в 2003 году вы говорили, что, в отличие от «проводной» телефонии, основанной на интернет-протоколе, IP-телефония в беспроводных сетях находится в России в зачаточном состоянии. Что изменилось с тех пор? Не появились ли «точки роста»?

Герман Мызовский: У себя в компании мы осознали, что пользоваться WiFi-телефоном, в отличие от всякого рода радиоудлинителей, которые мы практиковали ранее, — очень удобно. Это действительно очень полезная и практичная вещь, обеспечивающая отличное качество связи и к тому же с абсолютно бесплатным трафиком внутри офиса. Что касается России в целом, то говорить о том, что что-то заметно сдвинулось в сегменте IP-телефонии в беспроводных сетях, нельзя. С одной стороны, ясно, что при сегодняшнем зачаточном состоянии рынка хот-спотов (речь идет пока только о штучных «выстрелах») другого и быть не может. С другой стороны, понятно, что этот рынок будет активно развиваться. По мере его развития можно будет говорить о том, что теперь, вдобавок к ноутбукам, наладонникам и прочим подобным устройствам, можно будет воспользоваться такой трубкой (Wi-Fi-телефоном — CNews.ru), получить услуги телефонной связи через сети WiFi. Как компания, которая славится инновациями, мы хотели бы поучаствовать в этом процессе, закрепить за собой определенные наработки. Телефоны будут работать не по широко распространенному протоколу H.323, а по протоколу SIP, который лучше приспособлен для абонентских устройств, а не для операторских решений, как Н.323. Кстати, в России по SIP-протоколу практически никто серьезно не работает. Мы же работаем по нему не первый день — эта технология была запущена в коммерческую эксплуатацию 1 декабря 2000 года! Наша компания активно подключает абонентские VoIP устройства. Правда, пока они не используют технологию WiFi — это обычные проводные IP-телефоны. Мы не позиционируем это направление как главное в деятельности нашей компании, но мы определили свою позицию на этом участке рынка. Потребители знают, что по протоколу SIP в нашей компании можно подключиться по одному из 6–8 вариантов, получив при этом бесплатные звонки между VoIP устройствами. Эта схема отлажена и успешно работает — никто за три с половиной года не обращался ко мне по поводу трудностей настройки телефонов Cisco 7960 по протоколу SIP, которых мы подключили сотни, а может быть и тысячи. Чего не скажешь о подключении абонентских устройств по H.323.

То, что мы хотели бы сделать сейчас с WiFi, — это практически то же самое. Я уверен, что все выпускаемые трубки будут поддерживать протокол SIP, который на Западе является стандартом де-факто для абонентских устройств. Поэтому нет никаких шансов, что эти телефоны будут работать по протоколу H.323. Телефонный номер для таких телефонов — SIP ID1 — будет находиться на каждой из выпускаемых нами телефонных карточек. На этот номер можно позвонить не только из нашей сети, но и из любой другой SIP-сети, с любого SIP-телефона. При этом возможна переадресация на городские телефонные номера, звонки по всем нашим сетям VoIP и многие другие сервисы. Таким образом, комплекс работы с конечными абонентскими устройствами предполагает, что будет применяться протокол SIP, и мы, в частности, считаем, что WiFi будет использоваться как транспорт для этих целей. И если WiFi стараниями Intel станет все-таки killer application2, то у нас для этого все готово.

Валерий КостюнинВалерий Костюнин: Собственно говоря, операцию по предоставлению номера SIP ID каждому клиенту мы начали только после появления таких телефонов. А сегодня, например, в моей домашней радиосети WiFi зарегистрировано семь устройств, в том числе и электронная собачка Aibo. Кстати, в своей предыдущей квартире я потратил существенную сумму на разводку локальной сети, но такую глупость снова делать не собираюсь. Действительно, после появления WiFi — это просто смешно. К сожалению, еще не все это осознали.

Герман Мызовский: Это как раз классический пример того, что у Валерия дома это решение на базе Wi-Fi и стало killer application! А поскольку продвижением этой технологии занимается Intel, то есть все основания предполагать, что технология станет популярной и у других.

CNews: Однако Intel в рамках форума WiMAX уже продвигает более мощную технологию, основанную на серии стандартов 802.16, и многие говорят о том, что она придет на смену Wi-Fi

Герман Мызовский: Устройства, которые будут нести новый транспортный протокол, с нашей прикладной точки зрения, не будут отличаться. Сначала идет уровень транспорта, потом — уровень TCP/IP, и только после этого идет «наша часть» — Voice over IP (VoIP). В первую очередь — это сигнализация и передача речи в реальном масштабе времени.

Другими словами, мы находимся далеко от того уровня, на котором работают вендоры, участвующие в разработке стандартов и претворяющие их в жизнь. Эти абонентские устройства, которые делают вендоры, косвенно «завязаны» на протокол SIP, и для пользования ими нужна некоторая инфраструктура. Пока на сегодняшний день можно пользоваться нашими услугами. После того, как устройство подключилось к глобальной Сети по тому или иному стандарту, — наступает наше время, и мы хотим предоставить наиболее адекватный сервис, который во многих местах будет бесплатным.

Если люди будут звонить с одной трубки на другую «до бесконечности», то для нас, в худшем случае, это означает, к примеру, штучные байты сигнализации на каждый звонок. Этот звонок проходит мимо нас — никакого трафика, может быть, только пройдет какая-нибудь транзакция через базу данных. Мы не будем брать за это деньги.

Валерий Костюнин: Иными словами, мы собираемся коммутировать все WiFi-VoIP-устройства, которые появятся в России и во многих случаях наш сервис будет бесплатным.

Герман Мызовский: Кстати, если после звонков друг другу захочется позвонить на обычный городской телефон, достаточно только набрать номер.

CNews.ru: И очень неплохо было бы, чтобы номер был единым для нескольких телефонов…

Герман Мызовский: Поскольку адресация в подобных сетях регламентируется зоной ответственности, неким административным доменом, — она будет в нашей сети достаточно строгой. Если к телефону привязан идентификатор, то его можно установить не только на один этот телефон, и все эти телефоны будут параллельно одновременно звонить, и кто первый поднимет трубку — тот и ответил. Корреляции с городской телефонной сетью никакой не будет, мы не будем предоставлять городские телефонные номера на эти устройства. Насколько я знаю — это вообще запрещено законом, да и с точки зрения простой логики этого делать нельзя — нормативов на качество и надежность подобной связи просто не существует. Если продать на такой телефон городской номер, и в дальнейшем человек с него не сможет дозвониться до экстренных служб, то он будет судиться с нами и выиграет это дело с большим скандалом. Как раз за это — за негарантированные услуги 9113 по IP — и судят Vonage в Америке.

Если кто-то хочет делать ставку на IP и выдавать городскую телефонную адресацию на подобные абонентские устройства — WiFi или нет — неважно какие, то пусть он делает свой собственный транспорт от начала и до конца. В качестве примера можно привести компанию «МТУ-Интел» — их никто не будет спрашивать, что у них там по оптике «ходит» — пакетная связь или TDM.

CNews: Как вообще можно организовать IP-телефонию в беспроводных сетях? Каков порядок первоначальных инвестиций, необходимых для развертывания этого типа услуг в городской сети, рассчитанной, скажем, на 1000 абонентов? Как скоро они в среднем могут окупиться?

Валерий Костюнин: Приведу пример из своей личной жизни. Недавно я останавливался в одном из отелей в Подмосковье, где минута разговора с Москвой стоит очень дорого , а с Америкой — безумно дорого. В то же время dial-up-доступ в интернет стоит около четырех долларов в час. Я подключил свой ноутбук по этому коммутируемому соединению в интернет и далее использовал его встоенный Wi-Fi модуль как точку доступа в режиме ad hoc. С помощью своего WiFi-телефона я смог организовать телефонную связь с офисом бесплатно, а городскую и международную по гораздо более привлекательным тарифам и плюс имел радиус действия WiFi-телефона сотню метров.

Вот и все инвестиции. А последние вопросы, касающиеся окупаемости затрат, носят теоретический характер. В настоящее время, прежде всего, необходимо решить проблему наличия беспроводного доступа в интернет.

Герман Мызовский: Вряд ли кто-нибудь будет организовывать беспроводную сеть только ради IP-телефонии. В связи с этим, люди будут приходить к нам уже после того, как менеджер соберет деньги за «предоставление пакетиков», когда сеть уже будет работать.

Они придут и поинтересуются — каким образом можно предоставить новый сервис, как заинтересовать своих потенциальных клиентов к подключению новых услуг, связанных с телефонией. Это касается не столько WiFi, сколько любых домашних сетей. Их проблемы очень хорошо нам известны. После каждого моего публичного выступления, где бы оно ни происходило, обязательно те люди, которые держат домашние сети (речь идет о сетях, в которых имеется пятизначное число пользователей), интересуются тем, как бы им заработать еще и на этом дополнительном сервисе. Это чрезвычайно прибыльное дело, а у нас для его организации есть все необходимые технические ресурсы. Таким нашим клиентам необходимо иметь соответствующую лицензию, и им остается только собрать деньги со своих абонентов. Все остальное — возможность печатать карточки, делать заказы на бирже VoIP-трафика, и т.п. — мы готовы предоставить им по аутсорсингу.

Основная проблема у организаторов таких проводных и беспроводных сетей заключается, как правило, в отсутствии нормального менеджера — человека, который в состоянии просчитать рентабельность, расходы и доходы по таким VoIP-сетям. К сожалению, в таких случаях обычно все строится «от техники» — люди знают протоколы и стандарты, умеют прокладывать провода, но не могут сделать элементарный экономический анализ. При этом не следует забывать, что стоимость «медной инфраструктуры» для телефонии составляет до 80% всех затрат на ее организацию. В то же время в беспроводных сетях антенная инфраструктура занимает, максимум, 10% всех затрат. Однако там, где людям нужно качество, сервис, надежность и необходимо, чтобы телефон работал всегда, в том числе когда нет зарядного устройства — работает только кабель.

CNews: Во сколько выльется удовольствие экономии на звонках с помощью WiFi-телефона вашим клиентам?

Валерий Костюнин: Задача наших клиентов — приобрести и настроить у себя точку доступа, купить и «повесить» на нее эти телефоны и прийти к нам на обслуживание. Стоимость сегодняшних телефонов такого типа — от 130 до 290 долларов, что сопоставимо с ценами на мобильные телефоны. Очевидно, что стоимость этих трубок будет падать, а что касается точек доступа, то уже я встречал их по цене 40 долларов, а одному из наших коллег удалось приобрести такое устройство всего за 28 долларов. У нас за один доллар можно получить внутренний телефонный номер, авторизацию; после этого с одного телефона на другой, зарегистрированный в нашей SIP-сети, можно звонить бесплатно. Разумеется, абоненты могут находиться в разных городах.

Герман Мызовский: Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что можно звонить нам с телефонов, работающих по протоколу SIP, которые где-то зарегистрированы (не обязательно в нашей сети) и которые даже нигде не зарегистрированы. Надо просто знать, что набирать. По сути дела, этот SIP ID представляет собой адрес e-mail, например, 804@tario.ru.

Телефонная связь по протоколу SIP работает точно по такому же принципу, как электронная почта, — по имени домена определяется, куда нужно высылать почту, и отсылается туда, на одну точку, на e-mail exchanger, который эту почту принимает. Если вызываемый абонент по каким-то причинам не находится вблизи SIP-телефона, то вызов может быть перенаправлен на мобильный телефон, причем звонок через нашу операторскую сеть VoIP «уйдет» в город и будет оплачен тем, кто эту переадресацию установил, то есть вызываемой стороной по действующему тарифному плану. Другими словами, если кто-то указывает на своей визитке номер SIP ID, то это номер, по которому можно позвонить бесплатно. А вызываемый абонент будет платить сущие пустяки — трафик-то проходит через нашу сеть VoIP. Если же абонент принимает вызов на свое SIP-устройство, то такая связь и вовсе будет бесплатной. Этот сервис на сегодняшний день, по нашему мнению, будет реально востребован. Если же придумают что-то еще, другой сервис, то в его реализации не будет проблем — все, что сделано здесь, сделано нами, и — дописать какой-то дополнительный сервис, который будет востребован, не представляет никакой сложности.

CNews.ru: Как решаются проблемы качества в беспроводных IP-сетях? Нужно ли использовать какие-то специальные механизмы обеспечения QoS4 в радиосреде?

Герман Мызовский: Существует один важный момент относительно качества сервиса в IP-телефонии вообще. На тех каналах, которые специально никто (прежде всего, канальные операторы) не портит, качество передачи речи заслуживает самой высокой оценки. Поскольку мы содержим VoIP-оборудование в 18-ти часовых поясах, мы имеем некоторую статистику по поводу того, как это все работает. В России канальные операторы строят друг другу козни, в результате которых страдают конечные потребители. В этом случае, когда «нет канала», никакие средства обеспечения качества сервиса не помогут. А самые большие потери качества находятся на стыке IP-телефонии с городской сетью. QoS IP-телефонии вообще нельзя нормировать, поскольку просто непонятно, в каких точках сети нужно его фиксировать. Очевидно, что измерять этот параметр по принципу «из конца в конец» сети просто нельзя — разные части телефонной инфраструктуры и транспортных магистралей, по которым проходит трафик, принадлежат разным компаниям. В случае радиосети ситуация с QoS еще более усложняется.

CNews.ru: Какие еще проблемы могут возникать в VoIP-сетях, построенных на базе WiFi?

Валерий Костюнин: В отличие от интернета, основная проблема в конвергентных сетях WiFi-VoIP — это вопрос внешних и внутренних IP-адресов. Для VoIP это вопрос первый и последний. С использованием внешних адресов все будет работать, чего не скажешь про внутренние адреса. С WiFi-трубки позвонить можно будет всегда, а вот зарегистрировать устройство на «левом» адресе и принять на него звонок довольно сложно. Мы над этой проблемой будем работать, оказывать услуги и во многих случаях эту проблему, связанную с внутренними адресами, одолеем. Однако обычный пользователь, получив, допустим, в «Стриме»5 внутренний адрес и захотев сам реализовать какой-то VoIP-проект (необязательно на базе технологии WiFi), неминуемо столкнется с трудноразрешимыми для него проблемами.

Герман Мызовский: Разумеется, любые сети пытаются это обойти — и Vonage, и другие. Но, к сожалению, окончательного решения существовать не может. Конечно, если звонить из кабинета в кабинет — то это будет работать всегда. Беда в том, что маршрутизаторы, которые обеспечивают трансляцию адресов, один из четырех типов NAT6, к сожалению — это те же самые 28-долларовые ADSL- и кабельные модемы, точки доступа, которым цена до 70 долларов включительно. Поэтому ожидать от них многого не стоит. В лучшем случае, это будет работать так, как Windows XP, — грубо и сурово. Есть решения типа Plug and Play — устройства, которые запрашивают у своего маршрутизатора информацию о том, что у него за сеть и где он работает, как он будет звонить. Именно на основе этой информации они принимают решения о том, какие адреса включить в сигнализацию. В сигнализации передается информация о том, куда пересылать голос. И если такой телефон стоит во внутренней сети, то он не имеет никакого понятия о том, какая у него внешняя сеть. Он высылает наружу, в сигнализацию, свой внутренний адрес, на который никогда ничего не придет. Поэтому кто-то должен это «перебивать» с учетом того, что типов NATа — четыре. Таким образом, в обозримом будущем универсального решения типа PnP в сетях с внутренней адресацией не может быть в принципе.

Существует гигантский парк уже установленных дешевых роутеров, с которыми нужно что-то делать, найти для них какое-то приемлемое решение. Мы знаем, как примерно это будет выглядеть и как это все сейчас работает в обе стороны, вне зависимости от аппаратного обеспечения, телефона и маршрутизатора. Но если это работает на «чистых» внешних адресах — как правило, в этом случае нет вообще никаких проблем.

От проблем, связанных с внутренними IP-адресами, застрахованы операторы, которые всегда найдут для себя хотя бы один внешний IP-адрес. Но поскольку мы, в отличие от операторов, работаем с абонентскими устройствами на розничном рынке, то мы стоим перед фактом, а что же с этим делать? Пока мы просто предупреждаем, что глобального, окончательного и бесповоротного решения с дружественным интерфейсом (то есть без всяких «прописываний») на сегодняшний день, пожалуй, нет. Это большая проблема, но не мы в этом виноваты. Так написаны протоколы, а они написаны были довольно давно. Резюме такое: сегодня мы не регистрируем телефоны, которые приходят с «левых» адресов.

CNews.ru: Как, в этом случае, удавалось избегать таких проблем раньше, с проводными телефонами, которые вы продавали прежде?

Герман Мызовский: SIP-телефоны, которые в неимоверном количестве устанавливались на внутренние адреса, подключались, как правило, для дальней связи, звонков в город. Последние проходят всегда, вне зависимости от того, есть адресация или нет. Таким образом, в нашей бизнес-модели, которая существовала вплоть до настоящего времени, все эти устройства работали без проблем. Однако с распространением абонентских устройств в большом количестве требования к траверсу NATа и к работе из внутренних сетей будут возрастать. Но я считаю, что, в любом случае, все будет хорошо, потому что когда счет моделей таких трубок пойдет на тысячи и когда открытых хот-спотов будет достаточно большое количество — к тому времени у нас работать будет все. Мы проверим все варианты работы с этими адресами и все равно проблема будет решена.

CNews.ru: Может быть, стоит пойти дальше и добавить к этим объединяющимся технологиям — WiFi и VoIP — еще и сотовую связь?

Валерий Костюнин: За такими телефонами мы сейчас наблюдаем, и первое, что мы будем делать — это брать их и изучать. Действительно, очень привлекательно, если можно будет в магазине просто купить мобильную трубку и, помимо сотовой связи, использовать ее дополнительно для своих внутренних целей. По-видимому, именно такие решения станут технологической основой нового поколения сотовой связи (G4).

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы беспроводных IP-коммуникаций в России вообще?

Валерий Костюнин: Очень плохо. Компания Comptek занимается вопросами беспроводных сетей, если я не ошибаюсь, уже лет десять, и с тех пор в России мало что изменилось. На Западе Intel продвигает технологию Centrino, а кто в России начнет «двигать» беспроводные коммуникации? «Яндекс.Wi-Fi»? Подобные проекты требуют десятки, сотни миллионов долларов. Это должна быть серьезная отраслевая программа с хорошим финансированием и государственной поддержкой.

CNews.ru: Вернемся к телефонам, которые поддерживают технологии VoIP и WiFi. Сколько производителей на сегодняшний день заявили о разработках таких устройств?

Валерий Костюнин: На сегодня порядка 18 фирм заявили о том, что они начали выпускать подобные телефоны, причем многие из них очень именитые, например, Avaya, Cisco, Fujitsu, Samsung, Hitachi, ZyXEL. Появились и большие настольные телефоны с антенной с сетевым адаптером, которые стоят в пределах 100 долларов. Мы рассчитываем на то, что рано или поздно в салонах сотовой связи появятся телефоны такого типа, либо телефоны 4-го поколения, и будет популярна карточка с номером SIP ID, которую мы планируем начать продавать в июле этого года.

CNews.ru: Какие проекты компания Tario Communications реализовала в сфере беспроводного доступа, какие находятся в стадии реализации?

Валерий Костюнин: SIP ID — это как раз и есть наш проект в части беспроводного доступа. У нас есть идея выпустить свой WiFi-телефон под маркой нашей компании и продавать его через салоны сотовой связи вместе с пополняемыми карточками.

Герман Мызовский: Сейчас, конечно, состояние дел такое — если позвонить в салон сотовой связи и предложить им продавать WiFi-VoIP-телефон, то придется им долго объяснять, что такое WiFi , а в некоторых случаях что такое VoIP.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед компанией Tario Communications в развитии направления беспроводного доступа? Каковы планы на ближайшее будущее?

Валерий Костюнин: Для начала мы проводим тестирование всего WiFi-VoIP-оборудования, которое существует в мире. Порядка десяти моделей телефонов у нас стоит сейчас на заказе. И мы будем рекомендовать для наших карточек с SIP ID определенные модели телефонов. Во-вторых, мы хотим сотрудничать со всеми компаниями, которые распространяют такой публичный беспроводной доступ — прежде всего, с проектом «Яндекс.Wi-Fi», отелями (в меньшей степени). И если нам в ближайшем удастся победить систему внутренней адресации (возможно, с помощью производителей этих телефонов), то мы, безусловно, хотели бы поучаствовать во всех таких проектах. А с точки зрения четвертого поколения сотовой связи — это вообще суперперспективы!

CNews.ru: Спасибо.


  1. ID — идентификатор.
  2. Killer application — в переводе с английского дословно — «убойное приложение». Эта технология — такая же многообещающая, как, например, интернет и сотовая связь, — последнюю используют многие миллионы людей во всем мире.
  3. Пользователь при заключении контракта с Vonage соглашается с тем, что предлагаемый ему сервис не гарантирует доступ к национальной службе спасения 911 и другим экстренным.
  4. QoS — Quality of Service — качество сервиса.
  5. «Стрим» — линейка тарифных планов проекта «Точка.Ру» для высокоскоростного домашнего интернет-канала.
  6. NAT (Network Address Translation — преобразование сетевых адресов) представляет собой стандарт IETF (Internet Engineering Task Force — рабочая группа разработки технологий интернета), с помощью которого несколько компьютеров или устройств частной сети (с частными адресами из таких диапазонов, как 10.0.x.x, 192.168.x.x, 172.x.x.x) могут совместно пользоваться одним адресом IPv4, обеспечивающим выход в глобальную Сеть. Основная причина растущей популярности NAT связана со все более обостряющимся дефицитом адресов протокола IPv4 — текущего протокола интернета.

    NAT применяется в шлюзовых устройствах, образующих границу между общедоступной средой интернета и частной локальной сетью. Когда IP-пакет из частной сети проходит через шлюз, NAT преобразует частный IP-адрес и номер порта в общий IP-адрес и номер порта; все это строго отслеживается с тем, чтобы преобразования адресов не влияли на ход отдельных сеансов. Средство общего доступа к подключению интернета в операционных системах Microsoft Windows XP и Windows Me, а также многие шлюзы интернета активно используют NAT, особенно для соединения с широкополосными сетями, например, через линию DSL или кабельные модемы. Масштабы применения NAT быстро растут — компьютеры все чаще объединяются в домашние или небольшие офисные сети, совместно использующие одно подключение к интернету.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS