Обзор подготовлен

версия для печати
Владимир Щукин
ТехноСерв А/С

Владимир Щукин:

Сегодня основная доля ИТ-бюджетов транспортников идет на развитие инфраструктуры

Об основных ИТ-потребностях современных транспортных компаний, о развитии экспертизы в области автоматизации этой категории заказчиков в интервью CNews рассказал заместитель коммерческого директора компании «ТехноСерв А/С» Владимир Щукин.

CNews: Как за последний год изменились ИТ-бюджеты российских транспортных компаний, по вашим наблюдениям? Какие статьи ИТ-расходов, на ваш взгляд, доминируют?

Владимир Щукин: На мой взгляд, бюджеты крупнейших транспортных компаний не претерпели существенных изменений. По-прежнему львиная доля средств расходуется на обновление и развитие инфраструктуры, а не информационных систем.

Причины вполне понятны: реализуется транспортная стратегия России до 2020 года, в основном одобрена стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Эти стратегии предусматривают строительство новых, в том числе высокоскоростных железных дорог, модернизацию аэропортов и автомобильных дорог. В ближайшие годы основное внимание в отрасли будет уделяться решению проблем, связанных с изношенностью инфраструктуры, формирующей базовые транзитные коридоры. При этом наблюдается поступательный рост ИТ-бюджетов, однако он не превышает рыночных показателей роста.

CNews: Какие новые возможности ERP-систем в течение последнего года нашли наибольший отклик в среде российских заказчиков транспортного сегмента?

Владимир Щукин: Заметно вырос интерес к комплексным ERP-решениям со стороны водного транспорта: логистика, взаимодействие с клиентами — это то, без чего сегодня на Западе не может существовать ни одна транспортная или логистическая организация.

Традиционно одной из крупнейших российских транспортных структур, использующих ERP, является РЖД. В 2006 году компания при поддержке «ТехноСерв А/С» реализовала проект по созданию Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР), обеспечивающей эффективное управление персоналом — это почти 1,3 млн железнодорожников по всей стране. ЕК АСУТР используется для автоматизации бизнес-процессов нормирования труда, учета рабочего времени, расчета заработной платы, охраны труда и т.д. В прошлом году были автоматизированы бизнес-процессы формирования кадрового резерва, расчета нормативной численности (дистанции централизации и блокировки, дистанции электроснабжения, дистанции сигнализации и связи, дистанции пути), формирования пакета документов для передачи в Фонд «Благосостояние». Реализованы информационная система управления персоналом, а также единый интерфейс передачи кадровых данных во внешние системы, архивация этих данных. В апреле 2007 года начала работать функциональность учета рабочего времени и расчета повременной заработной платы для всего штата РЖД.

CNews: Насколько готовы российские транспортные компании к частичной передаче отдельных бизнес-процессов на аутсорсинг? Какие именно процессы, связанные с ИТ, сегодня чаще всего транспортники отдают сторонним компаниям?

Владимир Щукин: Сегодня уже происходит частичная передача бизнес-процессов на аутсорсинг. Внешним  компаниям транспортники передают так называемые непрофильные функции: содержание зданий, ремонт подвижного состава, обслуживание пассажиров и т.д. Не теряя контроля за этими функциями, компания передает их на подряд, создавая дочерние предприятия или отдельные компании. В качестве примера таких структур можно привести дочерние компании РЖД — «Желдорконтейнер», «Первую пассажирскую компанию», а также большое количество ремонтных предприятий.

Что касается информационных технологий, то традиционно большинство подобных процессов выполнялось в транспортных компаниях на основе аутсорсинга — прежде всего, это поддержка и сопровождение ИТ-решений. И это логично — когда речь идет о высокотехнологичном оборудовании, содержать несколько высокооплачиваемых ИТ-специалистов ради десятка установок просто невыгодно. Гораздо практичнее и эффективнее пользоваться услугами интегратора, который обладает штатом специалистов по широкому спектру ИТ-направлений и постоянно совершенствует свой профессиональный уровень.

CNews: В прошлом году вы говорили о скором появлении в своем продуктовом портфеле новых решений, ориентированных на транспортные компании. Какие это решения, насколько вы готовы сегодня использовать их в своих проектах?

Владимир Щукин: Что касается бизнес-приложений, то в нашем продуктовом портфеле есть ряд продуктов SAP: логистика, CRM, SCM, присутствует специализированное решение для водного транспорта. А в области телекоммуникаций мы разработали решение, обеспечивающее перевозчику как коммерческую, так и технологическую подвижную связь на основе современных технологий GSM, GSM-R, WiMax.

CNews: Год назад многие эксперты называли РЖД одним из самых «ИТ-продвинутых» заказчиков транспортного сектора. В каких ИТ-решениях сегодня в наибольшей степени нуждается этот транспортный гигант? Чем обусловлены эти потребности?

Владимир Щукин: За последние годы назрела задача построения сервис-ориентированной архитектуры информационной системы РЖД. И в настоящее время ведутся активные работы в этом направлении, идет проектирование систем. Не менее важная задача — централизация и укрупнение вычислений. «ТехноСерв А/С» совместно с проектными институтами РЖД, вендорами и непосредственно железнодорожниками ведет проектирование центров обработки данных, развертывание которых позволит существенно повысить отдачу от инвестиций в ИТ и снизить стоимость владения вычислительными ресурсами. Кроме того, централизация ресурсов позволит повысить качество работы корпоративной информационной системы в целом.

И, наконец, третье актуальное направление — это реализация подвижной связи на транспорте. Это отдельный пул решений для технологической связи и ее коммерческого сегмента, который до сих пор не был реализован в режиме массовой эксплуатации.

CNews: Как развивалось ваше взаимодействие с РЖД в течение последнего года? Каковы ближайшие перспективы развития проектов для этого заказчика?

Владимир Щукин: Мы продолжили наше многолетнее сотрудничество и по-прежнему выступаем в качестве основного системного интегратора РЖД. Ведется плановая работа по всему спектру информационных технологий: модернизация вычислительной и прикладной инфраструктуры, проектирование и разработка, сервисное обслуживание и аутсорсинг и многое другое.

CNews: Помимо проектов в РЖД, вы проектировали решение по созданию централизованной информационной системы логистических центров для других участников рынка перевозок. Насколько востребованным оказалось оно в среде транспортников? Какие проекты в этом направлении вы ведете в настоящее время?

Владимир Щукин: Пока основные средства идут на развитие инфраструктуры: на строительство терминалов, организацию удобных подъездных путей, складскую автоматизацию. В нашем же понимании, система логистических центров — это прежде всего прозрачное информационное сопровождение перевозки от пункта отправки до пункта назначения.

Пока говорить о создании такой системы рано. До сих пор нет правил, стандартов и четкого понимания, что именно является приоритетом для создания единого информационно-логистического поля. Потребность есть, но реализации этой потребности препятствуют различные барьеры: межведомственные несогласия, коммерческие интересы сторон и так далее. В данной связи отмечу, что «ТехноСерв А/С» активно сотрудничает с Минтрансом по программе внедрения единой информационной среды, оказывает консультационную и информационную поддержку в части создания информационной модели компании типа 3GL. Одним из наиболее интересных вариантов использования такой системы может стать информационное обеспечение перевозок между российскими и европейскими магистралями и интеграция всех информационно-технологических ресурсов в единую цепочку.

CNews: Каковы ваши ближайшие планы по развитию взаимодействия с заказчиками транспортной отрасли в целом?

Владимир Щукин: Ключевые планы мало чем отличаются от тех, что мы анонсировали в прошлые годы: это наращивание экспертизы по всему спектру информационных технологий, обеспечивающих эффективную работу предприятий транспортной отрасли. При этом мы выделяем три отдельных вертикали: железные дороги, воздушное движение и морской и водный транспорт. Для каждой из этих вертикалей мы проектируем отдельный класс решений, учитывающих все отраслевые особенности.

Как я уже отмечал, сегодня мы предлагаем транспортным предприятиям широкий спектр технологий — как в области вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, так и в части бизнес-приложений. Уверен, что в 2008 году мы сумеем полностью реализовать имеющийся потенциал и увеличить объемы сотрудничества с транспортной отраслью.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS