[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Доходы мировых лидеров сотовой связи

Если по численности абонентов крупнейшие российские операторы сотовой связи еще могут конкурировать с мировыми брэндами, то по объемам доходов явно пока от них отстают. Акулы мирового сотового бизнеса, тем временем, «снимают» сливки на развивающихся рынках, а также перенимают опыт японских первопроходцев в области 3G.

Год за годом абонентская база российских операторов мобильной связи растет стремительными темпами, а вместе с ней — и их доходы. При совокупной численности клиентов около 74 млн. пользователей, доходы всех российских сотовых операторов в 2004 году оцениваются на уровне $8,2 млрд. При этом, для сравнения, всего пара миллионов абонентов английского оператора mmO2 принесла ему в 2004 финансовом году около $9,5 млрд.

На долю «большой тройки» в 2004 году, как ожидается, придется около 85% всех доходов в секторе сотовой связи, то есть около $7 млрд., из которых около $4 млрд. возьмет на себя МТС. Таким образом, лидер российской сотовой связи, насчитывающий на конец 2004 года 34,2 млн. абонентов в России и СНГ, не имеет в ближайшей перспективе практически никаких шансов попасть в десятку лидеров по объему доходов. Оператор, занимающий последнюю строчку в мировом Топ10 — Telefonica Moviles — заработал в 2003 году более 10 млрд. евро, а по итогам 2004 года его выручка, как ожидается, вырастет на 12–13%.

Доходы операторов «большой тройки» в 2001–2004 гг.

Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2005

Больше всего доходов среди сотовых операторов в мире в 2004 финансовом году (так же как и в 2003-м) заработал Vodafone. Его выручка возросла на 10% и составила £33,56 млрд., из которой 16,7% пришлось на неголосовые услуги. Компании удалось увеличить прибыль от основной деятельности на 13%; показатель EBITDA у Vodafone составил £12,64 млрд. Чистые убытки компании снизились на 8,5% по сравнению с прошлым годом, но продолжают оставаться огромными — $16,2 млрд. Это, прежде всего, результат агрессивной экспансии в различные регионы мира и высоких затрат на развертывание 3G-сетей, которые к концу 2004 года были запущены в 13 странах.

Выручка японского оператора NTT DoCoMo в 2004 финансовом году выросла на 5% до 5,048 трлн. йен ($44,6 млрд. по усредненному курсу). Это второй показатель после Vodafone, который заработал за аналогичный период £33,56 млрд. ($56,6 млрд. по усредненному курсу). Немалая заслуга таких успехов — растущая популярность сервисов на базе 3G, которые выводят пионера сетей следующего поколения на лидирующие позиции по показателю ARPU.

Крупнейшие операторы сотовой связи в мире*

*- по объему доходов за финансовый год

Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2005

Доходы транснационального оператора T-Mobile International выросли в третьем квартале 2004 года на 9,4% по сравнению с третьим кварталом 2003 года и достигли 6,5 млрд. евро. При этом больше всего доходов — 38,2% было заработано в США. Больше, даже чем в родной Германии, на которую пришлось 34,5% доходов оператора. В США местный филиал компании — T-Mobile USA лидировал и по показателю ARPU — $52 или 42 евро. Самый низкий ARPU по итогам третьего квартала 2004 года зафиксирован в Чехии (15 евро). Недавно T-Mobile International огласила подробности своей программы «Сберечь для роста» («Save for Growth»), которая направлена на увеличение эффективности и качества работы оператора в Европе, на усиление его конкурентных позиций и ставит цель сокращения операционных расходов в регионе на 1 млрд. евро.

Высокий показатель ARPU в США (более $50) вывел замыкающего десятку лидеров по абонентской базе Verizon Wireless, совместное предприятие Vodafone в США, на четвертое место по объему доходов. Обороты оператора в 2004 году на местном рынке выросли на 22,7% — до $27,7 млрд., а операционная прибыль — на 42,9% (до $5,8 млрд.). Доходы от услуг передачи данных в 2004 году более чем удвоились ($1,1 млрд.), хотя по-прежнему занимают в общей выручке оператора от предоставления услуг ($24,4 млрд.) незначительную долю (4,5%).

На 9,6% — до 19,7 млрд. евро удалось увеличить свои обороты французскому брэнду Orange. При этом темпы роста выручки на международных рынках (23,6%) были значительно больше, чем во Франции (8,5%) и в Соединенном Королевстве (3,5%). Оператор надеется наверстать упущенное за счет услуг третьего поколения, которые были запущены в этих странах в 2004 году.

«Обратная сторона медали» высоких темпов роста компаний сотовой связи на развивающихся рынках — снижение среднемесячных доходов с одного пользователя. С проблемой последовательного уменьшения ARPU (результат расширения клиентской базы за счет абонентов с невысокими доходами) столкнулись в 2004 году оба ведущих китайских оператора — China Mobile и China Unicom. Тем не менее, за счет существенного прироста абонентской базы им удается год от года увеличивать свои доходы. Так, выручка China Mobile за первую половину 2004 года увеличилась на 13% — до 86,42 млрд. юаней или $10,43 млрд. (по усредненному за отчетный период курсу).

В финансовом году, который закончился 31 марта 2004 года, совокупная выручка японского оператора KDDI от предоставления услуг мобильной связи составила 2285,5 млрд. йен ($20,2 млрд. по усредненному курсу), что на 6,7% больше, чем по итогам предыдущего финансового года. На положительную динамику выручки оператора повлиял сектор услуг на базе стандарта CDMA 1Х, предоставляемых по брэндом «au» — в этом сегменте продажи увеличились на 12,2% (до 1825,1 млрд. йен), в то время как сектора TU-KA (мобильная связь второго поколения) и PHS (передача данных на мобильные устройства со скоростями до 128 кбит/с) показали снижение на 13,1% и 6,9% соответственно. Под влиянием дисконтных тарифных планов ARPU в секторе «AU», незначительно (на 1,7%) снизился, но остается по-прежнему довольно высоким — 7440 йен (около $65,8).

На 25,5% вырос в 2004 году совокупный доход оператора Cingular Wireless, составивший в итоге $17,5 млрд. Однако его слияние с AT&T Wireless имело и негативные последствия — у этой составляющей в четвертом квартале убытки составили почти пол миллиарда.

Оператор Telecom Italia Mobile (TIM) заработал в 2004 году 12,9 млрд. евро — на 9,5% больше, чем в 2003 году. Чистая прибыль за прошедший год увеличилась незначительно — на 0,5% до 2,353 млрд. евро. Как и у других европейских сотовых компаний, темпы роста доходов TIM за рубежом были значительно выше, чем на местном рынке, где обороты выросли за год на 5%.

В ноябре 2004 года Telefonica Moviles пересмотрела свои прогнозы относительно финансовых показателей по итогам 2004 года. Основная причина — жесткая конкуренция в Бразилии — самом большом рынке сотовой связи для Telefónica Móviles за пределами родной Испании. Для завоевания этого рынка оператору пришлось увеличить затраты, что и привело к снижению основных прогнозных показателей. Так, рост EBITDA по итогам прошедшего года оценивается на уровне 3% вместо 7%, прогнозируемых в начала 2004 года. Как ожидается, совокупная выручка группы компаний Telefonica Moviles по итогам 2004 года увеличится на 12–13% по сравнению с 2003 годом, когда она составляла 10,1 млрд. евро.

Итак, почти все ведущие сотовые операторы мира столкнулись с падением темпов роста доходов от услуг традиционной голосовой связи на развитых рынках. На помощь приходят небогатые, но многочисленные клиенты развивающихся стран, а также сети третьего поколения, которые, как показывает опыт Японии, могут существенно увеличить выручку сотовых компаний в условиях насытившегося рынка традиционной голосовой связи.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS