tev
[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Широкополосный доступ: новый локомотив?

Широкополосный доступ: новый локомотив?Российскому рынку широкополосного доступа в интернет пророчат стать новым двигателем отечественной отрасли связи. По итогам 2006 года многие компании смогли значительно увеличить свою абонентскую базу и теперь ждут соответствующего повышения доходов. Однако участники рынка в ближайшее время могут столкнуться с дефицитом канальной емкости.

В масштабах всей страны российский рынок широкополосного доступа (ШПД) в интернет, который по итогам 2006 года оценивается примерно в $1 млрд, развивается неравномерно. Наибольшее развитие ШПД получил в Москве, в меньшей степени — в Санкт-Петербурге, и в гораздо меньшей степени — в других российских регионах, где он находится в «зачаточном» состоянии, но зато испытывает самый стремительный рост. В целом по России рынок в 2006 году, по данным iKS-Consulting, вырос на 42%. По прогнозам Мининформсвязи РФ в 2007 году может вырасти еще больше — на 50-70%, составив $1,5–1,7 млрд. В 2006 году, по оценкам Golden Telecom, число пользователей услуги ШПД составляло 2,2 млн (примерно 3,5% домохозяйств), а в 2010 году, по прогнозам компании, увеличится до 10 млн. По данным J’son&Partners, в декабре 2005 года число домашних пользователей сетей ШПД в России составляло 1,2 млн, и за год оно более чем удвоилось, достигнув 2,5 млн.

Российский рынок широкополосного доступа в интернет, 2005-2007 (млрд. долл)

Российский рынок широкополосного доступа в интернет, 2005-2007 (млрд. долл)

Источник: Мининформсвязи РФ, 2007

Москва и Санкт-Петербург

По данным J'son & Partners в 2006 году число абонентов высокоскоростного доступа в Москве выросло до 1,1 млн. Похожие оценки приводит iKS-Consulting — 1,05 млн человек. Напомним, что по данным ACM-Consulting быстрым интернетом в конце 2005 года пользовалось 700 тысяч московских домохозяйств, и таким образом годовой прирост абонентской базы составил почти 60%.

На столицу приходится примерно половина всех пользователей ШПД в России. Лидерами рынка являются 4 компании, которые контролируют более его половины — “Комстар-Директ” (торговая марка «Стрим»)  — 360 тыс. абонентов на конец 2006 года, далее следуют «Корбина Телеком» — 110 тыс., "Комкор-ТВ" («Акадо») — 98 тыс. и «Центел» (Qwerty) — 75 тыс.  К концу этого года московские провайдеры, как ожидается, смогут набрать 1,6 млн абонентов.

Московсский рынок ШПД: рыночные доли компаний по числу абонентов, 2006

Московсский рынок ШПД: рыночные доли компаний по числу абонентов, 2006

Источник: CNews Analytics, 2005

В течение всего 2006 года и без того острая конкуренция на столичном рынке ШПД усиливалась, что приводило к снижению тарифов, которые, похоже, достигли к началу 2007 года критически низкого уровня. Теперь стратегия московских провайдеров изменилась — за те же деньги они предлагают абонентам большие скорости. Первым начал эту практику «Стрим», примеру которого последовали и другие провайдеры.

Несмотря на повсеместные разговоры о том, что коммутируемый доступ в интернет уже «умер» или «вот-вот умрет», даже в столице людей, которые верны dial-up, остается довольно много. Так, у "Комстар-Директ" их насчитывалось более 109 тыс. по состоянию на конец 2006 года, то есть около 22% от всех пользователей интернета. Политика провайдера нацелена на то, чтобы перевести эту часть абонентской базы на выделенный канал. С этой целью, в частности, компания, известная в прошлом как «МТУ-Интел», в феврале 2007 года предложила этой категории пользователей безлимитный доступ со скоростью 128 Кбит/с за $8 долларов в месяц, а в виде дополнительного бонуса — бесплатный ADSL-модем в обмен на ранее использовавшийся dial-up модем. В компании надеются, что, распробовав ШПД, бывшие пользователи коммутируемого доступа и новые интернет-пользователи впоследствии сменят тариф на более быстрый и будут приносить оператору больше денег.

Важным событием на петербургском рынке ШПД, который развивался в 2006 году не менее активно, чем московский, и вырос примерно на порядок (по числу абонентов), стало появление на нем «Северо-Западного Телекома» (СЗТ), который по итогам года лидировал на рынке города (около 50 тыс клиентов). Межрегиональная компания «Связьинвеста» стала активно продвигать услугу ADSL-доступа под торговой маркой «Авангард», составив конкуренцию многочисленным домовым сетям и общегородскому широкополосному провайдеру «Вэб Плас» (около 40 тыс. абонентов на конец 2006 года). Позже на рынок вышел еще один игрок — компания «Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ), который подключил к своей услуге «Твой Интернет» в 2006 году 20 тыс абонентов. Конкуренция в 2007 году на широкополосном рынке северной столицы еще более обострится — о своих планах выйти на него объявил холдинг «Ренова-Медиа». Компания собирается построить сеть, охватывающую 1,5 млн. абонентов.

Всего на петербургском рынке, который, так же как и московский, потрясали ценовые войны провайдеров, работает более 50 игроков. Но среди них не более десятка компаний, обслуживающих более 10 тыс. клиентов. Оценки рынка северной столицы сильно разнятся — от 200 до 400 тыс. абонентов в конце 2006 года.

Региональный бум

Судя по стремительному росту абонентской базы традиционных операторов, в регионах наблюдается настоящий бум ШПД. За 8 месяцев реализации проекта Domolink, стартовавшего в середине апреля 2006 года в 6 регионах центрального федерального округа, количество абонентов «ЦентрТелекома» выросло более чем в 7,2 раза — с 16 619 в начале года до 115 052 в декабре 2006 года. При этом динамика подключений в течение ноября — декабря 2006 года превысила 5,5 — 6 тысяч абонентов в неделю по сравнению с 500 новыми подключениями в неделю в апреле — мае того же года. Количество ADSL-пользователей "ВолгаТелеком" увеличилось в 4,4 раза — до 112,95 тысяч. За 2006 год «Северо-Западный телеком» подключил к услуге ADSL-доступа в интернет — «Авангард» — почти 80 тысяч абонентов Северо-Запада, заняв около 40% рынка ШПД в регионе. Количество абонентов услуги скоростного интернета, оказываемой "Сибирьтелекомом" под торговой маркой Webstream, составило к концу 2006 г 65 тыс, увеличившись за год на более чем 54 тыс абонентов. 2006 году количество пользователей хDSL-доступа в интернет ЮТК увеличилось на 37,4 тыс. — с 31,8 до 69,3 тыс. абонентов.

Число пользователей широкополосного доступа МРК "связьинвеста", 2005-2006гг

Число пользователей широкополосного доступа МРК 'связьинвеста', 2005-2006гг

Источник: CNews Analytics, 2007

Важная тенденция на региональном рынке бродбэнда — появление первых тарифов для домашних пользователей с безлимитным доступом. Правда, набор возможных скоростей доступа очень невелик (64 и 128, реже — 256 кбит/c), а цены оказались в несколько раз выше, чем в столице по аналогичным предложениям. Да и качество сервиса, предоставляемого региональными интернет-провайдерами, оставляет желать лучшего — и без того низкие скорости очень часто не соблюдаются. При этом дозвониться в службу техподдержки проблематично — компании в условиях невысокой еще конкуренции экономят на call-центрах. Источники проблем — как в стремлении части «изголодавшихся» по интернету региональных пользователей качать все, что попало, включая телесериалы («качки» сильно нагружают и без того узкие каналы связи), так и в отсутствии достаточного опыта работы с безлимитными предложениями самих провайдеров. В целом большинство локальных рынков, как это следует из анализа сообщений на интернет-форумах, оказались не готовы к новым безлимитным предложениям, но ситуация постепенно исправляется.

Часто пионерами безлимитных тарифов становились небольшие альтернативные операторы, оказывающие услуги на ограниченных городских территориях, где они имеют телефонную емкость. Они активно и эффективно конкурируют с монополистами — межрегиональными компаниями «Связьинвеста». Так, в Ростове компания “Цифровые телефонные сети” предложила абонентам безлимитный тариф “Джет Форвард” со скоростью передачи данных в два раза выше и в полтора раза дешевле, чем у ЮТК.

Традиционные операторы, в свою очередь, вынуждены придумывать новые удобства для абонентов. Так, «Волгателеком» тестирует в Кирове новую услугу — “Обещанный платеж”, которая позволит абонентам J-ADSL пользоваться интернетом бесплатно в течение трех дней по истечении авансового платежа.

Что дальше

Мало кто сомневается, что в 2007 году следует ожидать дальнейшего стремительного роста российского рынка широкополосного доступа. Самая высокая динамика придется на регионы, где практически не развита сама базовая услуга. Направление развития будет повторять тенденции развитого московского рынка — под влиянием все усиливающейся конкуренции цены будут снижаться, а качество сервиса — расти. Следует ожидать и более активной региональной экспансии со стороны крупных столичных игроков, которые будут продолжать поглощение наиболее перспективных локальных игроков. Основными драйверами роста рынка ШПД в регионах будут снижение стоимости аренды магистральных каналов, строительство и модернизация городских сетей передачи данных, направленные на расширение пропускной способности каналов и повышение качества сервиса. Постепенно будут развиваться дополнительные услуги — IP-телефония, интернет-телевидение, онлайн-игры и пр.

В столице основной упор уже сместился в сторону сервисов, сулящих операторам существенное повышение ARPU. Но пока похвастаться реальными успехами в этом сегменте могут лишь единичные провайдеры. Среди них — пионер IP-телевидения компания «Комстар-ОТС», которой удалось увеличить абонентскую базу пакета Double play (интернет+«Стрим-ТВ») в 2006 году в 12,45 раз — до 83 328 абонентов, что на 39% превышает показатель, который был запланирован на 2006 год (60 000 абонентов). Оператор намерен тиражировать свой успешный столичный опыт в регионы под собственным брендом «Стрим-ТВ». Одноименная компания управляет 31 кабельным оператором в 25 городах России, которые обслуживали в конце 2006 года 1,4 млн семей — на 105% больше, чем в начале года.

Активно развивается IP-телефония, которую операторы предоставляют на базе ШПД. Об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост числа абонентов SIPNET компании «Тарио». В настоящее время в SIPNET наблюдается динамичный рост трафика, и компания планирует внедрять ряд инновационных услуг.

В ближайшие годы конкуренция на российском рынке ШПД только усилится. Свои амбициозные планы раскрыли несколько крупных игроков. Холдинг “Ренова-Медиа” планирует до конца этого года увеличить абонентскую базу более чем в два раза — с 212 до 500 тысяч, и выйти на рынки Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Владелец крупнейшей телесети страны — “Мостелеком” планирует за три года полностью модернизировать эту сеть, вложив в нее $250-270 млн, и стать крупнейшим участником рынка платного телевидения и высокоскоростного интернет-доступа в Москве. Петербургский провайдер ТКТ планирует в 2007 году увеличить абонентскую базу услуги «Твой интернет» до 80 тысяч человек с 25 тыс абонентов с конца февраля 2007 года. Наконец, гендиректор «Связьинвеста» сообщил что холдинг планирует в 2007 году увеличить число абонентов, подключенных по ADSL, в 2,3 раза — с 650 тыс. до 1,5 млн. При этом планируется, что доля доходов от интернет-услуг, оказанных МРК «Связьинвеста» в 2007 г. вырастет на 2% — до 10% от общей выручки. Кроме того, холдинг запускает в настоящее время несколько пилотных проектов IP-телевидения, инвестиции в которые в 2007 г. существенно превысят показатель 2006 г.

Скрытая угроза

Растет не только абонентская база, но и трафик, который по мере роста популярности видеоконтента становится все более «тяжелым». В 2006 году объем информации, проходящей через крупнейший мировой интернет-узел в Амстердаме (на него приходится 20% всего европейского трафика), рос на 7,4% ежемесячно. При интенсивном росте абонентской базы и объемов трафика  операторы и абоненты могут столкнуться с дефицитом канальной емкости и возможными массовыми сбоями в работе Сети. Аудиторская компания Deloitte предрекает мировому интернету серьезный кризис уже в 2007 году. Этому будет способствовать падение цен на трафик, и связанное с ним нежелание провайдеров вкладывать деньги в расширение пропускной способности магистральных каналов, считают в Deloitte.

В России эти проблемы не менее, а может быть даже и более актуальны. Уже в начале 2007 года входящий в состав группы компаний «Синтерра» провайдер «РТКомм», выигравший в 2006 году конкурс на подключение к интернету почти 53 000 российских школ, столкнулся с дефицитом канальной емкости. Школьники пользуются интернетом так активно, что «Синтерре» пришлось обратиться за помощью к другим операторам. В сентябре 2006 года суммарный объем трафика только со стороны подключенных к Сети российских школ достигал 87 Гбайт, в декабре — уже около 11 Тбайт (в 130 раз больше). В будущем «учебный» трафик станет расти еще быстрее — ведь к сентябрю 2007 года количество подключенных школ возрастет почти в 2,5 раза. Не следует забывать, что кроме школьников существуют и другие пользователи, «аппетиты» которых постоянно растут.

Постоянное увеличение интернет-трафика на фоне снижения его стоимости уже вызывает у крупных европейских магистральных операторов тревогу. Несмотря на сбор абонентской платы с пользователей, они считают, что недополучают доходы, которые утекают другим участникам рынка. В частности, интернет-компаниям и контент-провайдерам. С другой стороны, рыночные условия таковы, что повышать абонентские платежи просто нереально. 

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS