[an error occurred while processing this directive]
Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Интернет-банкинг: рейтинг услуг в России

Исследование, проведенное CNews Analytics, показало, что только 18 из 100 крупнейших российских банков по активам физических лиц предоставляют своим частным клиентам возможность управления счетами через интернет. У корпоративных клиентов выбор шире: услуги интернет-банкинга им готовы обеспечить около 40 банков.

Очередное исследование рынка интернет-банкинга CNewsAnalytics показало, что за прошедший год на рынке не произошло заметных количественных или качественных изменений — по крайней мере, среди тех интернет-банков которые анализировались в 2005 году. Единственным исключением является запуск интернет-банка в «Международном московском банке», который на момент проведения прошлогоднего исследования работал в тестовом режиме.

Многие крупные банки по-прежнему работают без интернет-банкинга — например «Сбербанк», «Промышленно-строительный банк». С юрлицами они взаимодействуют через системы типа банк-клиент, а физлица по старинке простаивают в очередях в отделениях. Безусловно, этому есть свое объяснение: юридическому лицу переход с системы банк-клиент на интернет-банк не так уж и необходим, а выгоду от интернет-банка для физлиц не видит, скорее всего, уже сам банк. Тем не менее, в условиях, когда большинство крупнейших банков уже несколько лет работают онлайн и с теми и с другими клиентами, причина отставания других не совсем понятна.

В этом году анализ услуг интернет-банкинга для физлиц проводился среди 100 крупнейших отечественных банков (по активам физлиц). Ранжирование проводилось на основе функциональности сервиса. Основная оценка выставлялась с учетом наличия наиболее востребованных населением услуг, таких как: информационные услуги (проверка состояния счета, получение выписок за определенный период), возможность совершения переводов в рублях и валюте, конвертация средств, проведение договорных платежей (оплата коммунальных услуг, услуг мобильной связи и др), пополнение и блокирование пластиковых карт. В случае если несколько банков имели одинаковый набор основных функций, то учитывались другие, менее востребованные сегодня сервисы — например, погашение кредитов, открытие нового счета, наличие нескольких вариантов организации защищенного доступа (по выбору клиента), а также качество описания услуги на сайте банка и наличие демонстрационного доступа.

По итогам исследования оказалось, что восемнадцать из ста банков позволяют своим клиентам физическим лицам производить денежные не договорные переводы. Еще в нескольких банках активные операции ограничиваются договорными платежами. Остальные, в лучшем случае, позволяют просмотреть информацию по счету, а в большинстве нет и такой функции. Таким образом, более или менее полноценный интернет-банк для физлиц предлагают только 18 банков из первой сотни.

Качество услуг интернет-банкинга для физлиц

Место

Активы физлиц*

Банк

Система

Оценка CNews

1-4

5

Альфа-банк**

БСС

4.9

1-4

52

Внешторгбанк 24

Степ Ап

4.9

1-4

23

Северная казна

Собственная разработка

4.9

1-4

9

Уралсиб (Москва)

РУКАРД

4.9

5

55

Экспресс-Волга

Н/д

4.85

6-9

14

Международный московский банк

БСС

4.7

6-9

15

Промсвязьбанк

Собственная разработка

4.7

6-9

10

Импэксбанк

Собственная разработка

4.7

6-9

73

Мастербанк

 Н/д

4.7

10-16

9

Уралсиб (регионы)

Асофт

4.5

10-16

4

Росбанк

Собственная разработка

4.5

10-16

39

Омский промстройбанк

Собственная разработка

4.5

10-16

41

Югбанк

Faktura.ru

4.5

10-16

77

Новосибирсквнешноргбанк

Faktura.ru

4.5

10-16

11

Петрокоммерц

БСС

4.5

10-16

21

Сибакадембанк

Faktura.ru

4.5

17

99

Саровбизнесбанк

Faktura.ru

4.2

18

64

Драгоценности Урала

Бифит

4

19

51

Союз

РУКАРД

4

20

3

Банк Москвы

Бифит

3

21

31

Уралвнешторгбанк

CSBI

3

Источник: CNews Analytics, 2006

* — Данные www.banks-rate.ru от 09.2005
** — в настоящий момент «Альфа-банк» меняет свою систему интернет-банкинга. Уже прекращено подключение к старой системе разработки BSS, а новые клиенты работают с интернет-банком от BSC Praha, в котором временно недоступны некоторые функции.

Первые девять банков в списке получили одинаковый бал по основной оценочной сетке. Клиент любого из них может просматривать информацию о состоянии счета, пополнять пластиковые карты, переводить деньги в рублях и валюте, совершать договорные платежи по упрощенной схеме (не забивая реквизиты получателя вручную, а выбирая из списка). Поэтому, если подходить с точки зрения среднестатистического пользователя, все эти интернет-банки обладают одинаковыми функциональными возможностями.

Интернет-банки «Альфа-банка», «Внешторгбанка 24», «Северной казны» и «Уралсиба» (московский регион) не поддались дифференциации и при более детальном рассмотрении. Функциональные возможности у систем несколько различаются, но в конечном итоге у каждого есть свои сильные стороны. Дробить же оценки до тысячных долей, чтобы выявить сильнейшего не имеет смысла, потому что здесь большую роль играет субъективный фактор. Одному пользователю важно наличие USB-ключа для входа в банк, чтобы быть спокойнее за свои деньги, а другому, например, нужна возможность удаленного открытия депозитов или погашения кредита. Однако наличие объективных «минусов» не позволило поставить кому-либо высшую оценку в 5 баллов.

Новым игроком здесь является банк «Экспресс-Волга», который запустил свой интернет-банк только в 2005 г и сразу оказался в числе лидеров. Попасть же в первую «тройку» ему помешало отсутствие демо-версии своего сервиса, а также подробного описания услуги на сайте банка.

Банки с 6 по 9 места (зеленая группа) предоставляют пользователям основной спектр услуг, но отстают от первой группы по числу дополнительных сервисов. Расположившиеся с 10 по 16 места банки (голубая группа) немного ограничивают своих клиентов в части основных сервисов. Так, среди них только «Петрокоммерц» позволяет совершать валютные переводы, но в то же время у него нет упрошенной схемы проведения договорных платежей, как у других банков данной группы.

У всех банков оранжевой группы отсутствует возможность проведения активных операций с валютными счетами. Кроме того, в «Саровбизнесбанке» пока не в полной мере реализована работа с пластиковыми картами, а в «Союзе» и «Драгоценностях Урала» — проведение договорных платежей. Банки серой группы предоставляют через интернет лишь ограниченный спектр услуг, таких как получение информации по счетам и картам, а также проведение договорных платежей.

В этом году мы решили отказаться от составления рейтинга интернет-банков для юридических лиц. Дело в том, что если дистанционное обслуживание физлиц только развивается, то юрлица уже давно имеют возможность управлять своим счетом удаленно. Раньше это были системы типа банк-клиент, которые выросли со временем в интернет-банкинг, вобравший в себя весь их функционал, и позволивший совершать многие операции самостоятельно. В результате этого, перечень услуг, предоставляемых интернет-банками для юрлиц, сегодня практически идентичен и покрывает большинство их потребностей.

Крупнейшие банки, поддерживающие интернет-банкинг для юрлиц

Активы юрлиц*

Банк

Система

4

Банк москвы

Бифит

5

Альфа-банк**

БСС

6

Росбанк

ИНИСТ

7

Международный московский банк

БСС

10

Уралсиб

Рукард

11

Промсвязьбанк

Собственная разработка

13

Ак Барс

БСС

22

БИН

Бифит

24

Московский банк реконструкции и развития

БСС

32

Россия

Собственная разработка

40

Сургутнефтегазбанк

БСС

44

Импэксбанк

Собственная разработка

49

Русь-Банк

БСС

50

Инвестсбербанк

Бифит

51

Росевробанк

БСС

52

Всероссийский банк развития регионов

БСС

54

Внешторгбанк розничные услуги

СтепАП

55

Газэнергопромбанк

БСС

64

Мастер-банк

Н/д

66

Югбанк

Faktura.ru

Источник: CNews Analytics, 2006

* — Данные www.banks-rate.ru от 09.2005
** — в настоящий момент «Альфа-банк» меняет свою систему интернет-банкинга. Уже прекращено подключение к старой системе разработки BSS, а новые клиенты работают с интернет-банком от BSC Praha, в котором временно недоступны некоторые функции..

Эволюционное развитие

Несмотря на то, что за прошедший год видимых изменений на рынке интернет-банкинга не произошло, этот рынок растет и очень быстрыми темпами. Это видно хотя бы по росту количества пользователей и по увеличению объема платежей, которые клиенты проводят через интернет. В «Альфа-банке» число частных пользователей выросло на 50 % и приблизилось к 60 тыс. человек. Количество физлиц, обслуживающихся в интернет-банке «Северной казны» увеличилось с 2300 до 3700 человек, а поток платежей вырос более чем на 400 млн. руб. Количество корпоративных клиентов интернет-банка выросло на 64 % и превысило 7500, а поток их платежей увеличился за год 67 млрд. рублей. В «Омскпромстройбанке» объем платежей физических лиц вырос на 350 %, а число корпоративных клиентов увеличилось почти вдвое. В два раза увеличилось число корпоративных пользователей в «Промсвязьбанке» (6400 человек), а количество частных клиентов достигло 4600 человек. Суммарный поток их платежей вырос в 2,5 раза. И в «Северной казне» и в «Промсвязьбанке» число корпоративных клиентов, пользующихся интернет-банком значительно превышает число тех, кто пользуется системой банк-клиент. Можно предположить, что подобный рост наблюдается и в других финансовых структурах, активно развивающих направление интернет-банкинга.

По информации CNewsAnalytics, многие банки, вошедшие в рейтинг, в течение 2006 г. планируют расширить функциональные возможности своих интернет-банков. Это еще раз подтверждает востребованность услуги — как населением, так и корпоративным сектором.

Илья Разумов / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS