[an error occurred while processing this directive]
Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Мировой рынок интернет-страхования

Создание интернет-сайтов страховых компаний было обусловлено теми же причинами, которые привели в свое время к появлению онлайн-банкинга — борьба за клиентов и стремление снизить непрофильные издержки. Жесткая клиентская политика, которую вынуждены проводить страховщики под давлением конкурентных условий в отрасли, стала предпосылкой к оптимизации сферы обслуживания.

Суммарный годовой оборот мирового рынка интернет-страхования по итогам 2005 года превысил порог в $2 млрд. Этот показатель включает как договоры, заключенные непосредственно на сайтах и порталах страховых компаний, так и договоры, предварительный расчет по которым был произведен пользователем на сайте страховой компании, а сам договор заключен непосредственно с представителями компании, в офисе или на дому. Эта величина составляет примерно 2 % от суммарного годового оборота мирового рынка страховых услуг. Эксперты ForresterResearch ожидают, что к 2010 году 5 % всех договоров страхования будет заключаться через интернет.

Темпы роста рынка, по оценкам BostonConsultingGroup, на протяжении нескольких последних лет составляет около 10 % в год. Эта величина сильно усреднена, так как темпы роста на рынках отдельных регионах составляют от 1,5 % до 30 %. В экономически развитых регионах рынок онлайн-страхования подходит к порогу насыщения, — около 90 % страховых компаний представлены в интернете. Например, рост рынка в странах Западной Европы достигается только за счет появления новых услуг и продления договоров страхования, соответственно, темпы роста рынка онлайн-страхования здесь довольно низки — около 1,5 — 2 % в год. В то же время, как отмечают эксперты BCG, три региональных рынка: страны Западной Европы, Северной Америки и Японии являются основными «донорами» мирового рынка Интернет-страхования, в этих странах зафиксированы самые значительные по объемам страховых взносов и по объемам страховых премий договоры страхования. По данным опроса ForresterResearch, в интернете договор страхования заключает каждый третий житель Германии, и почти каждый четвертый в Великобритании. В среднем по Европе услугами онлайн-страхования пользуется около 40 % населения.

В развивающихся регионах, таких как страны Восточной Европы, Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка, Азия, рынок интернет-страхования развивается по другой схеме. Несмотря на быстрые темпы роста, от 30 % в Восточной Европе до 50-60 % в странах Азии и Ближнего Востока, рынок далеко не насыщен. Напротив, здесь можно говорить лишь о начальной стадии информатизации сферы страхования. Величина, характеризующая темпы роста рынков, означает лишь, что за 2005 год рынок далеко шагнул практически с нуля или близких ему величин. Основной причиной перекосов в развитии региональных рынков, является недостаточная гибкость законопроектов и наличие большого числа пробелов в законодательной базе. Одной из важнейших предпосылок роста рынка интернет-страхования является легитимность электронной подписи и электронных договоров. Стимулом к развитию региональных рынков служит и регулирование электронных платежей, а также принятие законопроектов о защите информации, личных данных и т.д.

Создание интернет-сайтов страховых компаний было обусловлено теми же причинами, которые привели в свое время к появлению онлайн-банкинга — борьба за клиентов, стремление снизить непрофильные издержки, в том числе, в ИТ-сфере. Жесткая клиентская политика, которую вынуждены проводить страховые компании под давлением конкурентных условий в отрасли, стала предпосылкой к оптимизации сферы обслуживания. Борьба за привлечение новых и удержание уже существующих клиентов заставила страховые компании искать новые каналы продвижения и испытывать новые методы продаж. Уже существующих клиентов можно было удержать только путем предоставления качественных и удобных сервисов. В этом смысле Интернет стал некоей панацеей: сайты страховых компаний — это одновременно и средство продвижения сервисов страховых компаний, и средство продаж. Интегрированные в единую CRM-систему, сайты существенно сокращают временные и денежные затраты на обработку документов и заключение договоров страхования.    

Структура рынка интернет-страхования

Структура региональных рынков Интернет-страхования различна от региона к региону, и определяется, экономическими и юридическими факторами. В структуре мирового рынка интернет-страхования в качестве основных прослеживаются следующие направления:

  • Страхование жизни
  • Страхование имущества
  • Страхование ответственности (нанесение ущерба)
  • Виды страхования, связанные с отдыхом и путешествиями

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются договоры страхования жизни, страхование ответственности, а также путешествий и отдыха, на их долю приходится более 70 % всех договоров, заключенных онлайн. Остальные 30 % составляют страхование имущества, недвижимости, предметов интерьера, автомобилей, антиквариата. Такой перекос объясняется просто — заключение договора о страховании жизни и ответственности (нанесение ущерба третьему лицу) не требует предварительной оценки экспертов страховой организации, после вода основных параметров осуществляется подсчет страховых взносов, а также страховой премии. Страхование имущества, напротив, лишь в редких случаях возможно без привлечения экспертов страхового агентства, или других, специализированных оценщиков. В случае со страхованием недвижимости, автомобилей, другого имущества, в интернете возможен только предварительный расчет страховой суммы и взносов с большой степенью погрешности. Заключение непосредственно страхового договора осуществляется в основном «оффлайн», так как параметры договора страхования почти всегда индивидуальны и могут зависеть от множества, на первый взгляд, малозначимых особенностей.

Заключить договор страхования отпуска и путешествий в интернете достаточно просто. Как правило, на сайте страховой организации выложены стандартные типы страховых договоров, в обычном, облегченном и премиум-вариантах. Следует заметить, что в данном сегменте сильна развита система стратегических партнерств между туристическими агентствами, авиакомпаниями и страховыми организациями, при заказе авиа- и железнодорожных билетов, экскурсионных туров и т.д. потребителю автоматически предлагается застраховать выбранную услугу. Такой принцип организации совместной работы оказывает заметное влияние на политику в сфере качества услуг страхования, в том числе, и качества Интернет-страниц страховых организаций, участие в подобных партнерствах, как правило, заставляет страховые организации «держать» цены соразмерно платежеспособности клиентов турагентств, а также предлагать услуги гибко, в соответствии с классификацией клиентов туристического агентства. Однако, выгоды такого партнерства очевидны, — для страховой компании это постоянный приток новых клиентов, для туристического агентства — уверенность в качестве страховых сервисов.

В структуре рынка интернет-страхования было бы ошибочно не выделить такое направление, как корпоративное страхование. Чаще всего это касается страхования имущества, имущественных прав, разделения ответственности. Сегменты и направления, представленные в структуре рынка интернет-страхования, аналогичны сегментам в структуре интернет-рынка в целом. Следует заметить, однако, что корпоративное интернет-страхование подразумевает под собой не заключение страховых договоров онлайн, а лишь онлайн-консультации и предварительные расчеты по каждому договору. Специализированные корпоративные системы предоставляют менеджменту возможность постоянного контроля состояния страховых договоров, заключенных компанией, наступление сроков уплаты страховых взносов, специализированные порталы и системы интернет-страхования предоставляют консультации по юридическим и экономическим вопросам.

Рынок корпоративного интернет-страхования практически не поддается оценке, так как корпоративное страхование посредством Интернет представляет собой, по сути, только оказание сопутствующих услуг. По оценкам BCG, затраты страховых компаний на создание специализированных корпоративных порталов, составляют около $400 млн.

Основные тенденции рынка интернет-страхования

В настоящее время на рынке интернет-страхования прослеживаются несколько ключевых тенденций. В экономически развитых регионах — странах Западной Европы, Северной Америки, Японии, рынок интернет-страхования растет очень медленно. Наибольшие темпы роста зарегистрированы на рынках США и Канады, там они достигают 7-8 %, практически не развивается рынок интернет-страхования в странах Западной Европы, здесь темп роста составляет 1,5 % — 2 %. Основное развитие западноевропейского рынка происходит за счет расширения спектра услуг, предлагаемых онлайн, а также за счет повторного заключения или продления действия страховых договоров в комплекте с расширенным пакетом сервисов.

В регионах с быстрым экономическим ростом рынок интернет-страхования стремительно увеличивается, наиболее медленные темпы роста демонстрирует Восточная Европа, порядка 30 %, наиболее быстрые — рынки Азии и Северной Африки, с темпами роста 50-60 % в год. Распространение сайтов страховых компаний серьезно ограничивается распространением сети интернет, а также неразвитостью законодательной базы и психологической неготовностью страховых компаний регионов к продаже услуг онлайн. По разным оценкам, первые признаки насыщения рынка указанных регионов появятся не раньше 2015 года, при условии сохранения темпов распространения и развития интернета, а также постепенного развития законодательной базы.

Эксперты BCG отмечают, что в ближайшее время тенденции сокращения непрофильных затрат и повышения эффективности ИТ-процессов сохранятся, что найдет свое отражение в изменениях логической структуры сайтов страховых компаний. Скорее всего, следует ожидать расширения сервисных пакетов, продвигаемых на сайтах, а также использования сайтов в качестве средства продвижения других услуг страховой компании. С другой стороны, все более актуальной для пользователей становится возможность дистанционного наблюдения за состоянием счета, причем, это характерно не только для корпоративных, но и для хоум-пользователей. Эксперты BCG прогнозируют дальнейшее развитие систем, позволяющих отслеживать состояние счета, как в корпоративном, так и в «домашнем» сегменте.          

Юлия Граванова/ CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS