[an error occurred while processing this directive]
Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

Перспективы «ИТ-бума» в российском страховании: в ловушке модернизации

Сценариев развития информатизации в отечественном страховании так же, как и в финансовом секторе, два. Во-первых, возможен ИТ-«выброс» ввиду приближающегося столкновения с Западом. Во-вторых, не исключено, что сохранятся текущие тенденции, с пусть и незначительным, но ежегодным спадом темпов роста.

Если судить в целом, российские страховщики (также как и российские банкиры) понимают необходимость модернизации. Но сектор страхования находится в принципиально ином положении — с одной стороны, он избалован обязательными видами страхования, обеспечивающими постоянный приток клиентов. С другой стороны, как показывают все имеющиеся данные, доходность во многих видах страхования снижается.

При и без того низкой капитализации, страховому сектору ещё труднее, чем банкам её повышать — больше ресурсных ограничений. В результате, рынок отчетливо делится на «ядро» и «периферию». Компании «ядра» уже давно и активно ведут достаточно крупные ИТ-проекты, «периферия» не ведет их в принципе, скорее всего, ориентируясь на выгоду лишь в кратко- и среднесрочной перспективе, уже свыкнувшись с мыслью об обречённости перед угрозой ВТО. Поэтому, о каких-либо сценариях развития можно говорить только применительно к ядру сектора — его крупнейшим представителям.

Здесь речь идёт, так же, как и в банковском секторе, о двух сценариях. Первый — возможность всплеска затрат на ИТ как подготовка к приближающемуся «столкновению с Западом». Или же второй — сохранение текущих тенденций, которые, правда, в отличие от банковского сектора, характеризуются не ростом, а снижением темпов на 1-2 % в год.

Надо отметить, что подготовка к приходу западных игроков — вещь комплексная. Никто не сказал, что это обязательно ИТ-инвестиции, хотя сейчас они и в моде. Ведь ИТ — это всего лишь надстройка, делающая ещё более эффективным и так эффективный бизнес. Самостоятельным средством выхода из кризиса ИТ быть не могут — как показывает, например, анализ информатизации промышленных предприятий.

Существует мнение специалистов, с которыми трудно не согласится, что страховой бизнес по самой своей сути, по фазе развития, еще слабо подготовлен к внедрению ИТ. На первый взгляд этот тезис звучит абсурдно и даже дико. Но, как мы уже отмечали, у страховых компаний существует более важная по отношению к собственно ИТ-модернизации проблема — отсутствие фундамента, на котором может успешно функционировать информационная система. Речь идет о единых межкорпоративных базах данных для актуарных расчетов, в которых были бы задокументированы все страховые случаи и прецеденты за длительный срок по различным видам и типам страхования. Таких баз на сегодня нет и, тем самым, отсутствует «предмет», с которым страховые информационные системы могли бы работать, проявляя себя не просто в качестве программ, формирующих и посылающих на принтер готовые и красивые бланки, но в качестве мощного инструмента ведения бизнеса, позволяющего прогнозировать и моделировать развитие.

Комплексная информационная система для страхового бизнеса дала бы эффект превосходства над конкурентом именно в интеграции с такими базами данных, поэтому этап их создания должен, по логике, предшествовать крупным вливаниям в собственно ИТ. Но для этого нужна солидарность в секторе, готовность к межкорпоративному сотрудничеству. Страховые компании будто попали в ловушку модернизации — вроде бы надо, да они ещё не готовы — по крайней мере, не видно указывающих на такую готовность фактов.

Без этой работы — страховые компании, скорее всего, не будут склонны резко повышать инвестиции в ИТ — нет смысла. Скорее всего, они будут использовать менее затратные и доказавшие в прошлом свою эффективность стратегии — менять принципы работы с клиентом, убеждать его в своей надёжности, пытаться разными льготами «закрепить» у себя определенную клиентскую базу, которую не так просто будет отобрать иностранным гигантам. Это вряд ли будет связано и с ИТ, и с разного рода высокотехнологичными видами страхования — такими как интернет-страхование.

Поэтому сценарий форсируемого наращивания ИТ-инвестиций выглядит в случае страхового сектора еще более призрачным. Скорее всего, сохранятся текущие тенденции насыщения — в пользу этого свидетельствуют еще два факта. Во-первых, большинство крупных компаний уже завершило основные этапы внедрения ERP и CRM и, во-вторых, отказ от крупных вливаний в ИТ подстёгивается отсутствием развитого рынка специализированных ИТ-решений для страхового сектора, из-за чего крупные компании часто даже стремятся собственными силами разрабатывать информационные системы. Последний фактор будет сдерживать «ИТ-бум» ещё и в той связи, что даже если ИТ-инвестиции и будут увеличиваться, они всё равно останутся в пределах компаний. Примеров много — ИТ-отделы сами разрабатывают системы для своих нужд.

Успеет ли консолидироваться страховой сектор, и сумеют ли интеграторы предложить на рынке то, от чего страховщики не смогут отказаться — вот что определяет, по какому сценарию будет развиваться ИТ в страховании до 2010 года. Пока же подавляющая часть аргументов указывает в пользу сценария сохранения текущих тенденций — насыщения и снижения темпов роста ИТ-инвестиций.

Владимир Карачаровский / CNewsAnalytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS