[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Мобильный банкинг остается пока маркетинговым ходом финансового сектора

Мобильный банкинг остается пока маркетинговым ходом финансового сектораИспользование мобильных телефонов для доступа к какому-либо сервису в секторе финансовых услуг уже не новость. Решения для организации мобильного банкинга представляют сегодня практически все разработчики систем дистанционного банковского обслуживания. Однако, по мнению экспертов, мобильный доступ к финансовым услугам является для большинства банков скорее маркетинговым ходом, чем насущной потребностью их клиентов.

Распространение мобильной связи практически во всех регионах России, а также реализация самых передовых ИT-решений  при создании современных моделей сотовых телефонов привели к тому, что мобильный телефон стал рассматриваться не только как средство голосовой связи, но и как многофункциональное устройство с множеством полезных дополнительных возможностей. Его главное преимущество — быть всегда под рукой. Вполне естественным стало и решение применять его в качестве платежного инструмента, расширяя таким образом уже ставшую традиционной услугу интернет-банкинга. Хотя есть и другая точка зрения — что большая часть потребителей финансовых услуг не испытывают необходимости в мгновенном к ним доступе, а именно это и является основным преимуществом мобильных платежей. К тому же многочисленные исследования показывают, что во многих современных моделях телефонов абоненты используют лишь 20% заложенных функций.

Тем не менее, многие банки и платежные системы все активнее внедряют мобильные услуги. Возможно, прямого дохода как такого они пока не приносят, но способствуют более частому обращению к счету и являются удачным маркетинговым ходом для привлечения новых и удержания существующих клиентов.

Новые электронные кошельки

Мобильные платежи — это услуга, которая позволяет с помощью мобильного телефона управлять средствами как на отдельном виртуальном счете, так и на карточном счете в банке. Управление банковским счетом в данном случае называется «мобильным банкингом» и является частным случаем мобильного платежа. Банки размещают информацию о данной услуге на сайтах по своему усмотрению — как правило, в услугах для частных лиц, но в разных разделах:  «платежи», «банковская карта», «дистанционное обслуживание» и др.

Стоит отметить, что с внедрением мобильного банкинга в ряде банков можно управлять обыкновенным счетом клиента — и многие начинают отходить от термина «карточный счет». В итоге мобильный телефон постепенно становится таким же «обыденным» средством доступа к счету, как пластиковая карта. Более того, в будущем в ней может вообще отпасть необходимость. Она и сейчас бывает нужна лишь при идентификации клиента для услуги «мобильного банкинга» через банкомат. Мобильным же пользоваться гораздо удобнее, так как он всегда при хозяине.

Мобильные платежи могут осуществляться на близком расстоянии — для прохода на различные мероприятия, для оплаты проезда в общественном транспорте и т.д. Платежи на близком расстоянии с помощью сотовых телефонов, по мнению многих зарубежных экспертов, могут составить существенную конкуренцию обычным банковским картам, по сути дела заменив их в кошельках пользователей. Большинство телефонов, с помощью которых можно совершать подобные платежи, функционируют на бесконтактной технологии NFC. Добавленная в мобильное устройство, она существенно расширяет функции аппарата — телефон становится аналогом смарт-карты. Внедрение бесконтактных платежей — занятие крайне дорогое и сложное, но в принципе очень перспективное.

Удаленные мобильные платежи — более освоенная услуга, ее предоставляют своим клиентам банки, сотовые операторы и независимые платежные системы. Основное предназначение удаленных платежей — обслуживание разовых и периодических транзакций со средним размером менее $50. Именно удаленные платежи стали первым видом мобильных платежей, появившихся в России. В прошлом году их практически одновременно начали предоставлять несколько групп операторов, из различных отраслей экономики. Во-первых, банки («Альфа-Банк», «Сбербанк», МБРР и др.). Основное преимущества банков перед другими участниками рынка — представление услуги по удаленному управлению уже существующими банковскими счетами. Недостатки — достаточно скромный набор провайдеров и услуг, а также невысокий кредит доверия к безопасности системы со стороны пользователей.

Во-вторых, мобильные платежи поддерживают операторы сотовой связи («Вымпелком», МТС и др.) Их преимущества — пользователи этих систем не имеют проблем с регистрацией и настройкой своих мобильных телефонов, а также в значительной степени лояльны к оператору и готовы доверить ему свои средства для осуществления микроплатежей. Недостатки — относительно низкая степень универсальности подобных систем. Например «Мобильный Кошелек Билайн» не дает возможности оплатить услуги компаний-конкурентов.

В-третьих, электронные платежные системы («Мобильный Кошелек», Webmoney, «Е-порт», MoPay и др.), которые компенсируют «узкую специализацию» широким набором предоставляемых сервисов и максимально простой процедурой регистрации новых пользователей. «Коммерческая эксплуатация системы, в основе которой лежит управление «электронным кошельком» клиента с помощью JAVA-приложения, началась в сентябре 2006 года. Обладая широкой (около 60 000 точек) сетью пополнения кошельков и позиционируя себя как платежную систему — дискаунтер, уже к февралю 2007 года компании удалось подключить около 40 000 пользователей, — рассказывает Николай Ионкин, директор по маркетингу компании «Мобильный кошелек». — При этом средняя стоимость, затраченная на привлечение одного пользователя, составила всего лишь несколько десятков рублей». Целевая аудитория компании — продвинутые пользователи мобильных телефонов в возрасте от 16 до 30 лет, основной мотивацией которых при подключении к системе является получение мобильности для осуществления разовых и периодических платежей. При этом мобильные платежи оказались востребованы практически на всей территории России. Основные пользователи услуги (до 95%) «Мобильного кошелька» — клиенты крупных федеральных систем сотовой связи. В первую очередь это объясняется тем, считает г-н Ионкин, что данные операторы активно продвигают неголосовые услуги, в том числе и настройку GPRS, среди своих абонентов.

Инфраструктура для мобильных платежей и, в частности, для мобильного банкинга становится все совершенней, понятнее и доступнее. Активность сотовых операторов играет на руку и банкам. В тандеме двух партнеров услуга активно завоевывает рынок с самых разных позиций. Обращает на себя внимание факт «несостыковки» позиций. Условия подключения к одной и той же услуге,  а главное — скорость совершения операции — могут быть у банка и провайдера различными. 

Что касается сумм оборотов, приходящихся на мобильные платежи — большинство компаний их держит в секрете. Здесь нужно учесть наличие  нескольких оценок объёма рынка мобильных  платежей, причем часто цифры различаются в разы. В первую очередь, разница в измерениях зависит от того, учитываются ли в статистике премиум SMS (которыми обычно оплачивают мобильный контент) или нет. Николай Ионкин, ссылаясь на собственные исследования компании, отмечает, что объём рынка мобильных платежей в 2006 году составил не менее $10 млн. «Потенциальный объём рынка на порядок больше и составляет не менее $150 — 200 млн. При этом  еще необходимо учитывать, что за 2005-2006 годы в России было продано более 1,5 млн смартфонов и коммуникаторов, более 10 млн обычных телефонов, которые также поддерживают технологии, необходимые для работы программ по управлению мобильными платежами».

У «Сбербанка» информация по оборотам мобильного банкинга открыта. На конец апреля 2007 г. количество держателей пластиковых карт составляло более 18 млн человек. К услуге «Мобильный банк» было подключено 1,5 млн клиентов. Ежедневно к сервису присоединяются еще по 5 тыс. человек. А вот новую услугу «Мобильный банк — Verified by Visa» — освоили пока лишь 1000 клиентов. Ежемесячно совершается более 10 млн SMS-трафиков. Величина операции составляет 150-10 000 руб. Можно было бы и больше, но верхняя планка ограничена по соображениям безопасности.

Мобильные банки в России

Банк Приложение Провайдер Тарифы Техусловия, безопасность
Московский банк реконст-
рукции и развития
 «М@Банк», находится на SIM-карте мобильного телефона клиента. Только МТС Тарифы с комиссией 360-600 рублей в год и тарифы без комиссии (взимаются 1,5 % от сумм проведенных платежей) Используются встроенные механизмы шифрования на SIM
Альфа Банк «Альфа-
Мобайл»
; в телефон клиента устанавливается JAVA-приложение, после чего клиент может осуществлять различные банковские операции
Все GSM-операторы Зависит от тарифного плана клиента (от 0 до 89 рублей в месяц)  
«Альфа-
Чек»
; sms-информирование о проведенных операциях (оплата товаров/услуг в торговых точках, снятие наличных в банкоматах и т.п.), возможность пополнения баланса мобильного телефона путем отправки SMS-сообщения.
Все операторы Зависит от тарифного плана клиента (от 0 до 59 рублей в месяц)  
ВТБ 24   Телебанк SMS В любой сотовой сети, имеющей обмен с SMS-шлюзом МТС («Вымпелком», «Мегафон» и другие операторы связи). Исходящее сообщение — по тарифам оператора сотовой связи.
Входящее — по тарифам банка:
- 180 сообщений (не более 360 дней) — 10 дол. США
- 90 сообщений (не более 180 дней) — 6 дол. США
- 45 сообщений (не более 90 дней) — 4 дол. США
- 15 сообщений (не более 30 дней) — 2 дол. США
Возможность работы с SMS.
Ввод Уникального номера клиента и секретного пароля
Телебанк WAP В любой сотовой сети, предоставляющей услугу WAP По тарифам оператора сотовой связи Возможность работы с WAP. Ввод Уникального номера клиента и секретного пароля
Сбербанк России «Мобильный банк» Полный пакет Все операторы Стоимость абонплаты  0-60 рублей в месяц в зависимости от вида карты. Эконом пакет — нет абонентской платы. Платежи — везде без комиссии. Первые три месяца по всем тарифам услуга бесплатная.
«Мобильный банк» экономный пакет Все операторы  
«Мобильный банк — Verified by Visa», на SIM-картах оператора мобильной связи «МегаФон-Москва» МТС, МегаФон-Москва Используются криптографические средства защиты, заложенные в сим-карту (шифрование и цифровая подпись)
Ситибанк Citibank Alerting Service SMS Все операторы мобильной связи находящиеся на территории РФ Банк отправляет сообщения с информацией об операциях, только клиенту, который подписан на данную услугу.
Абонплата — 65 рублей в месяц независимо от количества посланных оповещений. Подписка на Услугу по дебетовой карте учитывается отдельно от подписки по кредитной карте.
Все оповещения по транзакциям приходят в режиме он-лайн.
Регулярные оповещения о балансе или овердрафте, а также об операциях по срочным депозитам отражают состояние счетов на конец прошлого дня.

Источник: CNews Analytics, 2007

Технические условия подключения

  Московский банк реконструкции и развития Альфа-Банк Сбербанк ВТБ-24 Ситибанк
Альфа-
Чек
Альфа-
Мобайл
«Мобильный банк»
Полный и эконом. пакет
«Мобильный банк — Verified by Visa» Телебанк
SMS
Телебанк WAP
Техусловия мобильного телефона Мобильный телефон
стандарта GSM,
SIM-карта
с банковским приложением,
которую можно получить в офисах МТС  или отделениях банка
Любой мобильный телефон Телефон с поддержкой JAVA (MIDP 2.0) Любой Любой и сим-карта с банковским приложением Мобильный телефон с функцией отправки-
приема СМС сообщений
Мобильный телефон с поддержкой WAP не ниже 1.1 Только мобильный  телефон (стандарт GSM и CDMA)

Что предлагает мобильный банкинг

Условно модели мобильного банкинга можно дифференцировать следующим образом:

SMS-banking, или Оповещение. Как правило, это информирование клиента о проведенных операциях. Характерным примером такой услуги может служить Citibank Alerting Service, предлагаемый «Ситибанком». Услуга оповещений интегрирована в Citibank Online (систему удаленного банковского обслуживания через интернет) и позволяет клиенту в режиме реального времени получать в виде СМС-сообщений и по электронной почте оповещения об операциях по счетам: информацию о снятии наличных в банкомате, банковском переводе или оплате покупки в магазине банковской или кредитной картой.

SMS-banking Advance. Информирование плюс возможность осуществления некоторых операций путем отправки SMS. Основное достоинство — клиент может совершать ряд несложных  операций. Основной недостаток — SMS-сообщение надо вводить в определенном формате; эта проблема решается либо сужением спектра операций, либо необходимо иметь при себе буклет-инструкцию с перечислением кодов операций. В качестве примера можно привести услугу «Альфа-Банка» — «Альфа-Чек». Помимо привычного теперь SMS-информирования о проведенных операциях эта услуга позволяет клиенту в режиме онлайн заплатить за свой мобильный телефон, просто отправив SMS-сообщение с суммой платежа на специальный короткий номер.

STK-banking. Банк или сотовый оператор перепрошивают SIM-карту клиента. Замена старой на новую с расширенными функциями требует иногда несколько дней. Зато в   результате в мобильном появится дополнительное меню, выбрав соответствующие пункты которого клиент может совершать множество операций, считает Андрей Алексахин, начальник отдела по управлению мобильным банком "Альфа-Банка". Наличие хотя бы какого-то интерфейса делает STK удобнее для клиента, чем «просто SMS-banking Advance» — и клиенту не надо запоминать шаблоны сообщений и т.п. Интерфейс у STK довольно примитивный — только текст, нельзя вставлять рисунки, логотипы, иконки и т.п. Основной недостаток здесь логистика: необходимость замены  либо перепрошивки SIM-карты, что доставляет неудобства и самому клиенту, и банку, и мобильному оператору. Плюс увеличение расходов клиентов, так как транспортом являются SMS-сообщения (которые оператор тарифицирует). Впрочем, уточняет Андрей Алексахин, на самом деле перепрошивка SIM-карты занимает несколько минут. Как правило,  мобильный оператор просто меняет SIM-карту абонента (номер абонента при этом не меняется). Но в том-то и неудобство, что для этого клиенту необходимо сначала прийти к оператору сотовой связи. В дальнейшем, при незначительных изменениях (например, добавление в список еще одного получателя платежа и т.п.) обновление версий «прошитой» карты происходит автоматически — «по воздуху». И при следующем входе клиент видит уже новый список. При более серьезных изменениях — например, архитектуры меню и т.п. вновь потребуется замена/перепрошивка SIM-карты.

JAVA-banking. Клиент устанавливает на своем мобильном телефоне JAVA-приложение, что дает возможность пользоваться  также специальным меню для проведения банковских операций. Транспортом служит либо GPRS либо SMS. Достоинства, по мнению г-на Алексахина, следующие: максимально возможная наглядность (дизайн меню с иконками, кнопками и т.п.), относительная простота обновления, фактически отсутствие дополнительных расходов для клиента. Недостатки — значительные сложности в настройке GPRS либо (если транспортом служит SMS) появление дополнительных расходов — клиент фактически платит комиссию за проведение банковских операций.

JAVA-приложение является наиболее простым и эффективным инструментом доступа к мобильному кошельку.  С его основным недостатком — сложным алгоритмом настройки GPRS — в настоящее время активно борются. Причем, решения для организации мобильных платежей на основе JAVA-приложения могут поставляться как разработчиками универсальных систем дистанционного банковского обслуживания, так и специализированными разработчиками программного обеспечения для мобильных телефонов. Подобную оценку ситуации и благоприятный прогноз дает Виктория Подунова, руководитель направления по работе с банками компании i-Free. «SMS-банкинг получил довольно широкое распространение в России — и среди большинства банков, и среди клиентов именно из-за своей простоты и освоенности. Однако полноценный мобильный банкинг, тот, который позволяет вкладчикам совершать разнообразные операции со своим счетом, базируется на технологии Java. В России он развит пока слабо, и основных тормозящих причин здесь две. Java-приложения воспринимаются массой абонентов как что-то очень сложное для освоения и использования, хотя  большинство потребителей имеют сегодня телефоны с поддержкой Java. Во-вторых, сами банки недоверчиво относятся к инновациям: их беспокоит уровень защиты информации, передающейся через сотовые сети».

Вторая причина, сдерживающая распространение мобильного банкинга, вызвана недостаточной осведомленностью, — считает Виктория Подунова. Уже сегодня существуют полноценные системы защиты информации и каналов связи, успешно используемые в мобильном банкинге: такие, как VPN-защищенное соединение и различные гибридные схемы аутентификации пользователя — например, запрос динамически генерируемых ключей к операциям или запрос статического кодового слова. Также при совершении операций есть возможность формировать электронную подпись клиента. И эти защитные системы продолжают совершенствоваться.  «Отношение банков к полноценному мобильному банкингу в России постепенно меняется в лучшую сторону. Это закономерный процесс — так же было, например, и с интернет-банкингом, который теперь повсеместно распространен».

Идеальный вариант: от «толстого» клиента к «тонкому»

Оценивая существующую сегодня ситуацию на рынке мобильного банкинга, Андрей Алексахин утверждает, что предлагаемые многими банками системы назвать настоящим «мобильным банкингом» можно с большой натяжкой: «как правило, это банальное SMS-информирование о проведенных клиентом операциях, в то время как сам термин «банкинг» подразумевает осуществление самих операций — переводов, платежей и т.п.

Идеальный мобильный банкинг, по мнению эксперта, должен отвечать следующим требованиям. Во-первых,  он должен обеспечивать возможность работы с системой сразу, без визитов в офис банка или мобильного оператора. Во-вторых, пользование должно быть предельно упрощено — лучше всего, если клиент сможет обойтись вообще без настройки мобильного телефона. В дальнейшем необходим максимально удобный интерфейс при пользовании услугой, в том числе с наличием выпадающих списков-подсказок. В-третьих, должна быть организована оперативная и профессиональная техподдержка и консультации — как со стороны  банка, так и сотового оператора. Система должна быть максимально функциональна, с охватом  линейки самых популярных банковских операций (включая периодические платежи типа мобильной связи, коммунальных платежей и т.п.). И, наконец, не должно быть комиссии (даже символической цены) за проведение операции посредством мобильного банкинга. «Здесь, — поясняет г-н Алексахин, — имеется  в виду дополнительно возникающие расходы  клиента (оплата SMS-сообщений, оплата GPRS-трафика и т.п.). Комиссию за саму услугу банки, конечно, брать будут». Охватывать идеальная система должна как можно большее количество типов мобильных терминалов.

По мнению эксперта, наиболее подходящей будет технология wap-banking, так как она в наибольшей степени соответствует требованиям к «идеалу». Клиент может начать пользоваться системой удаленно, просто указав адрес wap-сайта в браузере мобильного телефона. При этом требуется лишь элементарная настройка телефона. Непродвинутому пользователю достаточно позвонить  в службу техподдержки  оператора или ознакомиться с инструкцией в интернете. Wap-сайт можно украсить произвольным количеством логотипов и иконок самой разной степени наглядности, его функциональное наполнение зависит исключительно от банка. Что касается оплаты услуг, затраты на GPRS-трафик минимальны даже в случае работы через профиль WAP. Также клиент может работать практически бесплатно, если настроит профиль GPRS-Internet самостоятельно или с помощью оператора сотовой связи. «Практически бесплатно» здесь означает, что при работе абонента через профиль GPRS-Internet стоимость трафика значительно ниже, чем через профиль GPRS-WAP. Например, в МТС работа через WAP стоит около 3 рублей за 10 килобайт, в то время как работа через Internet — от 3 до 8 копеек за те же 10 килобайт. При этом расход трафика при осуществлении операции составляет ~50-100 килобайт».

«Таким образом, — резюмирует г-н Алексахин, — развитие мобильного банкинга можно сравнить с развитием интернет-банкинга: от «толстого клиента» (JAVA и STK) к «тонкому» (WAP). Именно системы WAP-банкинга обеспечат в будущем максимально возможный уровень удобства клиента, поэтому эта платформа наиболее  перспективна для  развития системы мобильного банкинга».

Мобильные сервисы в России

Услуги/
Возможности
Банк
Московский банк реконструкции развития Альфа-Банк Сбербанк ВТБ 24

Ситибанк

 «Альфа-
Чек»
«Альфа-
Мобайл»
«Мобильный банк»
Полный и экономный пакеты
«Мобильный банк — Verified by Visa» Телебанк
SMS
Телебанк
WAP
Перевод средств со счета одной карты на другую  в пределах одного банка,
например, с зарплатной на кредитную
+ - +
(только не карты, а счета)
+   + + возможность проведения любых банковских операций с помощью мобильного телефона
банк не предостав-
ляет
Перевод средств с пластиковой карты
одного клиента на карту другого клиента в пределах одного банка
+ - -
будет в ближайшее время: платежи в другие банки и другим клиентам Альфа-
Банка по шаблонам, созданным заранее в интернет-
банке
+ + +
по предвари-
тельно оформленному шаблону
+
по предвари-
тельно оформленному шаблону
-
Оплата услуг + сотовая связь, интернет, городской телефон,
коммунальные платежи и телевидение
+
можно оплатить сотовую связь, отправив sms-
сообщение
+
на данный момент — сотовая связь и интернет-
провайдеры;
+
сотовая связь, интернет, кабельное, спутниковое ТВ, ЖКХ
по предвари-
тельно зарегистри-
рованным реквизитам
+
сотовая связь, кабельное, спутниковое ТВ,
И пр. -
Оплата любых счетов без предвари-
тельно зарегистри-
рованных реквизитов
+
сотовая связь, интернет, 
коммунальные платежи,
рублевые и валютные платежи в пользу юр. и физ. лиц по предвари-
тельно оформленным шаблонам
+
сотовая связь, интернет, 
коммунальные платежи,
рублевые и валютные платежи в пользу юр. и физ. лиц по предвари-
тельно оформленным шаблонам
--
Получение полной информации по пластиковой карте:
баланс, список последних операций и пр.
+ + поступают сообщения после проведения приходной / расходной операции по карте +
(только не по карте, а счету)
+ + по запросу -  остатки или минивыписка по картам, счетам в СТ и счетам в Банке получение информации о картах, счетах  в СТ и счетах в Банке - остатки, движение по счетам за период --
Уведомление об операциях по карте в виде SMS-
сообщений
+ + -- +
кроме экономпакета
+ + + +
Возможность  для клиента самостоя-
тельной блокировки-
разблокировки  пластиковой карты
+ -- -- + + -- -- --
Просмотр списка ранее проведенных операций, а также входных данных и перечня документов по ним + -- -- Список полученных и отправленных смс-сообщений хранятся в памяти самого телефона +   + +
Просмотр общей информации: Курсы валют ЦБ РФ, продажи и покупки -- -- -- -- -- -- + +
Перевод средств между  счетами с конвертацией -- -- + + --
(планируется)
-- -- --
Просмотр контактной информации о банке (номер телефонного центра, сайт, эл.почта) -- -- + -- -- -- -- --

 

Мобильная конкуренция

Решая задачу удобства для пользователя, банкам также необходимо думать и об экономической эффективности системы. Как комментирует г-н Ионкин, может получиться так, что «наиболее оптимальная, с точки зрения внедрения, система мобильного банкинга у компаний, поставляющих комплексные решения для дистанционного банковского обслуживания, не всегда эффективна с точки зрения коммерческой эксплуатации. Как правило, пользователи получают крайне ограниченный набор услуг. Как итог — низкая популярность подобных систем мобильного банкинга у клиентов — какой смысл  регистрироваться в системе ради оплаты 5-10 провайдеров сотовой связи и ЖКХ?» Мобильные платежи через электронные платежные системы в этом плане привлекательнее, благодаря более широкому спектру предоставления товаров и услуг. Клиенты большинства электронных платежных систем могут совершать платежи в пользу более чем 100 провайдеров, включая интернет-магазины, а также переводить деньги другим пользователям системы. Кроме того, с помощью JAVA-приложений клиенты могут получить возможность не только тратить деньги, но и пополнять свой карточный счет или погашать потребительские кредиты.

Впрочем, вероятнее всего ожидать не узкоспециализированные, а более широкие формы и различные варианты сотрудничества «банк-оператор-электронная платежная система (ЭПС)», что можно наблюдать уже сегодня. Например, большинство клиентов ЭПС используют виртуальные кошельки и банковские карты параллельно. Возможность «привязки» виртуальных кошельков уже существующих клиентов платежных систем к банковским картам в точках обслуживания клиентов (в том числе и в банкоматах) может являться дополнительным источником дохода от мобильных платежей для банков.

«Мобильные платежи становятся реальностью и их развитие не стоит на месте: если еще год назад с помощью систем мобильного банкинга клиенты могли лишь оплатить услуги ЖКХ и пополнить лицевой счет своего телефона, то сейчас им стала доступна оплата товаров в интернет-магазинах и различных онлайн сервисов: от контекстной рекламы до службы знакомств. В ближайшее время в России, да и во всем мире, мобильный телефон вряд ли станет универсальным платежным средством, способным полностью заменить собой банковские карты. А вот оттянуть на себя часть клиентов интернет банкинга мобильным платежам удается уже сейчас», — отметил Николай Ионкин.

Мировая практика показывает, что на начальном этапе развития рынка добиться успеха могут различные типы операторов мобильных платежей, но наибольшей эффективности при продвижении данной услуги достигают компании, уже оказывающие своим клиентам финансовые услуги — в первую очередь, банки, причем как самостоятельно, так и с использованием независимых электронных платежных систем.

Однако не дремлют на данном рынке и операторы связи. В МТС, например, развитие направления конвергентных с банками продуктов считают наиболее перспективным и планируют его активно развивать. Леонид Меламед, президент МТС, считает, что наиболее перспективным направлением развития мобильного банкинга является сервис мобильных платежей: за услуги мобильной связи, коммунальные платежи, оплата покупок, транзакции со счета на счет и т.д.  В настоящее время массовымявляется информационный сервис — sms-оповещения о состоянии счета и проведении платежей по кредитной карте.

Как комментирует Сергей Иревли, руководитель отдела мобильной коммерции сотового  оператора, «МТС предоставляет своим абонентам два вида услуг, связанных с платежами через мобильный телефон. Во-первых, абонент имеет возможность оплатить через мобильный телефон услуги самой компании МТС. Например, «Прямая передача» позволяет пополнить баланс другого абонента МТС, используя баланс своего собственного лицевого счета. Другое направление нашей деятельности — предоставление клиентам возможности управлять своим банковским счетом при помощи мобильного телефона. Эта  услуга "Мобильный банк". доступна тем абонентам МТС Московского региона, кто является клиентом Сбербанка и МБРР.  В рамках «Мобильного банка» абоненты уже сейчас могут совершать ряд платежных операций: оплату услуг ЖКХ, домашнего интернета и т.д. Абонент оплачивает эти услуги, совершая транзакции со своего банковского счета. Роль мобильного оператора в данном случае — "транспортная", он передает банку команды абонента об оплате посредством sms-сообщения, то есть обеспечивает удаленное управление абонентом своей банковской картой».

Небольшой анализ интернет-сайтов участников рынка подтверждает, что все крупные операторы мобильной связи так или иначе сотрудничают с банками, совместно предоставляя мобильные сервисы. А у самых продвинутых сотовый телефон уже выступает в качестве платежного терминала. Например, «Вымпелком» объявил о расширении возможностей услуги «Мобильный платеж», которая позволяет оплачивать услуги связи с помощью мобильного телефона путем списания средств со счета банковской карты. Услугой могут воспользоваться абоненты во всех регионах действия сети «Билайн», являющиеся владельцами Visa Gold/MasterCard Gold любых банков, Visa Classic/MasterCard Standard любых банков, Visa Electron, MasterCard Cirrus/Maestro  «Альфа-Банка» и банка «Русский Стандарт". «Зарегистрируйте вашу банковскую карту в офисе «Билайн», можно прочитать на сайте Услуга «Мобильный платеж» доступна для абонентов «Билайн» всех систем расчетов и бесплатна — комиссия за подключение и перевод денежных средств не взимается. В дальнейшем оператор планирует расширить спектр услуг, включив в него оплату коммунальных услуг, парковок, заказ билетов в кинотеатры.

О том, что мобильные платежи в России будут активно развиваться, говорит и тот факт, что в декабре 2006 года Научно-техническим советом Мининформсвязи были одобрены предложения Инфокоммуникационного союза по использованию сетей сотовой связи для оплаты различных товаров и услуг. В настоящее время, пояснили в пресс-службе МТС, действует рабочая группа, которая анализирует уже имеющиеся решения в области мобильной коммерции и их возможное применение на российской рынке. В работе группы участвуют представители всех ведущих мобильных операторов России. Комментарии о направлениях развития мобильных платежей в стране будут возможны только после получения  промежуточных результатов ее деятельности. В итоге, дружно констатируют многие наблюдатели, уже очень скоро мобильный телефон можно будет называть «карманным банком», так как он все чаще будет применяться для проведения операций с деньгами.

Светлана Богданова

Примечание: Примеры реализации мобильного банкинга в некоторых крупных банках России

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS