[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Константин Харин: Сегодня мы готовы закрыть около 90-95% ИТ-потребностей банков

Константин ХаринНа вопросы CNews ответили руководитель сектора финансовых институтов Oracle СНГ Константин Харин и менеджер по развитию бизнеса в секторе финансовых институтов Oracle СНГ Алена Дробышевская.

CNews: Какие новые тенденции на рынке автоматизации отечественного банковского сектора вы могли бы отметить в числе ключевых?

Константин Харин: Растет интерес рынка к западным банковским системам. Любопытно, что интерес стали проявлять не только сами банки, но и российские производители банковских систем, которые включают в перечень своих предложений услуги по внедрению западных решений.

Популярна среди банков тема автоматизации взаимоотношений с клиентами, причем все чаще выбор склоняется в пользу промышленных систем, которые предназначены для работы большого количества пользователей и позволяют обрабатывать большие объемы клиентской базы. Банки начинают рассматривать CRM как основу для построения клиенто-ориентированного многоканального фронт-офиса. Большое число источников информации о клиентах обусловливает необходимость консолидации и очистки клиентских данных.

Продолжается рост интереса банков к различным аналитическим системам. Ну и, конечно, очень модной темой в последнее время стала SOA (Services Oriented Architecture) и те продукты и инструменты, которые позволяют реализовать в банке сервисно-ориентированную архитектуру и выстроить единое информационное пространство.

CNews: Многие эксперты рынка, сравнивая уровень информатизации банковского и страхового сектора, отмечают заметное отставание последнего. Насколько вы согласны с такой оценкой? Какие изменения произошли за последнее время в сфере информатизации российского страхования?

Константин Харин: Если говорить о секторе в целом, то «среднестатистический» банк действительно имеет более высокий уровень автоматизации, чем страховая компания. Связано это и с тем, что банковский бизнес — более зрелый по сравнению со страховым, и с тем, что требования Центробанка зачастую гораздо жестче и обширнее, нежели требования Росстрахнадзора. Тем не менее, среди страховых компаний есть чрезвычайно «продвинутые» организации, которые зачастую даже более активны в сфере автоматизации, чем ряд банков.

Если говорить о тенденциях страхового рынка, то с введением ОСАГО он претерпел взрывной рост объемов информации, что очень сильно повлияло на динамику автоматизации. Появилась потребность в новых системах, которые позволяют учитывать растущий ассортимент страховых продуктов со всеми присущими им особенностями, оперативно выводить на рынок новые продукты, хранить огромные объемы информации, автоматизировать общение с клиентами, производить анализ информации.

Сейчас в целом ряде крупных страховых компаний идет или близится к завершению выбор системы для автоматизации страховой деятельности. Большой интерес страховщики проявляют к ERP-системам, традиционно решающим задачи управления активами компании, к аналитическим системам, к интеграционным инструментам.

CNews: Насколько в целом востребованы отечественным финансовым сектором аналитические решения, на ваш взгляд? Можно ли говорить о ближайших перспективах проявления интереса не только крупных банков к этим решениям?

Алена Дробышевская Алена Дробышевская: Понятие «аналитические решения» довольно широко трактуется — сюда можно включить системы бюджетирования, построения управленческой отчетности, анализа доходности, определения трансфертных цен, скоринга, управления всеми видами рисков — рыночных, кредитных, операционных. Зачастую к аналитическим решениям относят и хранилища данных, которые мы бы скорее отнесли к способу получения аналитических данных.

На мой взгляд, востребованность всех вышеперечисленных систем очень высока. При этом интерес к ним растет, мы видим на рынке множество интересных проектов. В первую очередь, такими решениями интересуются средние и крупные банки, но при этом аналитические системы внедряют и относительно небольшие финансовые организации. Потребность в подобных решениях диктуется не столько размером банка, сколько его стратегией, потребностями и амбициозностью владельцев и менеджмента.

CNews: С какими основными сложностями сталкиваетесь вы и ваши партнеры при реализации проектов в отечественных банках (в отличие от других отраслевых сегментов)?

Алена Дробышевская: Не могу сказать, что реализация проектов в банках имеет ярко выраженную отраслевую специфику. Для любой отрасли важно, чтобы предлагаемый продукт соответствовал потребностям заказчика и его бизнеса, позволял учитывать как требования локального рынка, так и опыт международного бизнеса. Все категории заказчиков заинтересованы в том, чтобы внедрение вели опытные специалисты, которые знают продукт, разбираются в особенностях отрасли, понимают заказчика. Сочетание этих факторов наряду с заинтересованностью заказчика в конечном результате является залогом успешного проекта.

CNews: Как расширился за последние пару лет спектр предложений Oracle для заказчиков банковского сектора — с учетом продолжающейся политики приобретения корпорацией новых решений вместе с командами разработчиков?

Константин Харин: Пять лет назад карта решений Oracle для банков примерно на 50% состояла из решений самой корпорации, и на 50% — из решений наших партнеров или сторонних систем. Сейчас эта карта сильно «покраснела» (традиционно красный цвет — это цвет модулей Oracle на схемах решений). Сегодня мы готовы закрыть около 90-95% потребностей банков. Это относится ко всей цепочке: базы данных и системы хранения информации, слой промежуточного ПО (middleware) и бизнес-приложения (включая банковские системы, бэк-офисные приложения, аналитические инструменты). При этом Oracle по-прежнему остается сторонником систем, построенных в открытой архитектуре, что позволяет при необходимости интегрировать наши решения с любыми внешними данными и системами. Мы видим большой интерес отечественного финансового сектора к нашим продуктам, и очень важно, что этот интерес воплощается в проектах, реализуемых нами и нашими партнерами в банках и страховых компаниях России и СНГ.

Одним из наиболее значимых для банков и страховых компаний приобретений Oracle можно считать покупку компании Siebel — ведущего разработчика систем класса CRM по оценке Gartner. На момент покупки корпорацией доля CRM-рынка, занимаемая Siebel составляла около 50%, а в ряде индустрий, например, в банках — порядка 80-90%. Что очень важно, Oracle Siebel CRM имеет специализированные расширения для финансовой отрасли, учитывающие специфику данного бизнеса, его терминологию, а также функции, зачастую выходящие за рамки классического CRM. Например, для банков у Oracle Siebel CRM имеется большое количество фронт-офисных приложений, а одним из специализированных модулей решения для страховых компаний является «Управление претензиями». Помимо CRM-решения, благодаря приобретению Siebel, пакет решений Oracle расширился одной из лучших в мире платформ для бизнес-анализа.

В списке недавних «покупок» Oracle также инструменты интеграции и выгрузки данных (ETL — extract, transformation, loadin,) Sunopsis (ныне Oracle Data Integrator), модуль управления контентом (электронный архив документов) Stellent и др. Одно из последних приобретений — компания Hyperion, ведущий разработчик аналитических систем.

В рамках концепции Application Integration Architecture Oracle предлагает заказчикам бизнес-приложения, пред-интегрированные в единую инфраструктуру на базе открытых стандартов. В связи с этим большие инвестиции были сделаны  в разработку и приобретение интеграционных продуктов и решений, инструментов управления идентификацией и доступом, а также в целый ряд других продуктов, относящихся к слою промежуточного ПО (Middleware).

Очень важным для нас было также приобретение контрольного пакета акций индийской компании i-Flex, благодаря которому портфель Oracle пополнился одной ведущих банковских систем Flexcube, платформой по управлению рисками Reveleus, а также решением по выявлению закономерностей поведения Mantas (относится к классу Anti Money Laundering и Fraud Detection). Во всех наших ERP-системах (Oracle E-Business Suite, PeopleSoft Enterprise, JD Edwards EnterpriseOne и JD Edwards World) банковская специфика присутствовала не в полном объеме. Индустриальная специфика была в аналитических решениях — бюджетирование, управление доходностью, рисками; был целый перечень бэк-офисных модулей, но не хватало ряда очень важных для банка продуктовых систем, таких как депозиты, кредиты, карточки, ипотека, инвестиционной деятельности, электронных банковских услуг, управления активами и обслуживанием инвесторов и т.п.

Банковская функциональность традиционно относится к классу систем Core Banking (транзакционная банковская система), а не ERP. Именно систему класса Core Banking мы и получили, приобретя контрольный пакет акций компании i-Flex.

Напомним также, что помимо банковской системы Flexcube, с приобретением компании i-Flex мы получили одни из лучших в мире платформу по управлению рисками Reveleus и решение по противодействию отмыванию доходов и предотвращению мошенничества Mantas, а также команду разработчиков, аналитиков и специалистов по внедрению, которые долгие годы аккумулировали мировой опыт исключительно в сфере банков и финансовых институтов.

CNews: Каковы планы вашей компании по развитию бизнеса в финансовом секторе на ближайший год?

Алена Дробышевская: Сектор финансовых институтов был и остается наиболее приоритетной индустрией для Oracle, поэтому корпорация планирует развивать и улучшать спектр решений для компаний этого рынка.

Недавно было объявлено о выпуске нового решения для финансового сектора — Oracle Governance, Risk, and Compliance for Financial Services. Это первый в отрасли финансовых услуг программный комплекс, позволяющий полностью удовлетворить ключевые потребности в области управления, оценки рисков и соблюдения нормативных требований. Он объединяет решения Reveleus для управления корпоративными рисками и соблюдения нормативных требований в сфере финансовых услуг платформой Mantas для выявления закономерностей поведения клиентов.

Сегодня подавляющее большинство российских банков работает на технологиях и базах данных Oracle. Вместе с тем активно растет число клиентов Oracle по бизнес-приложениям в банковском секторе. Среди них — ВТБ, «Международный Московский банк», «Росбанк», «Сургутнефтегазбанк», «Банк Союз», «Инвестсбербанк», «Ренессанс Капитал», «Тройка Диалог», «Уралсиб», «Огрэсбанк». Среди наших заказчиков также крупнейшие игроки страхового рынка России — «Ингосстрах», «Альфа Страхование», СГ «КапиталЪ», «Ренессанс Страхование», «Росно», «Росгосстрах», «Югория».

Огромный интерес проявляют компании финансового сектора и к интеграционным решениям. В настоящее время реализуется ряд проектов по внедрению бизнес-приложений, решений в области бизнес-аналитики, по построению хранилищ данных. Думаю, более подробно мы расскажем о своих новых проектах в банковском и страховом секторе более подробно.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS