[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Средства защиты информации и бизнеса 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Radware

Рейтинг CNewsSecurity 2007: Российский рынок ИБ становится все более сервис-ориентированным

Рейтинг CNewsSecurity 2007: Российский рынок ИБ становится все более сервис-ориентированным 2006 год ознаменовался не просто ростом продаж российских компаний в сегменте информационной безопасности, а настоящим взрывом. Причем продажи растут не только на родине, но и по всему миру. На фоне снижающихся софтверной и аппаратной составляющих локомотивом роста становится сегмент услуг в области информационной безопасности.

Рынок информационной безопасности имеет весьма размытые границы, что связано с конвергенцией продуктов ИБ и ИТ. Функционал безопасности начинает реализовываться на уровне иных приложений и аппаратных средств. Поэтому на рынке существует масса мнений о том, как и что считать. Соответственно, с самого начала необходимо определиться с классификацией и методикой сбора информации.

Что и как мы считали

Данные для рейтинга были получены путем анкетирования компаний. Прием анкет был закончен 26 июня 2007 года. Из них были отобраны Топ 30 по величине выручки (с НДС). Контроль достоверности данных достигался за счет независимого аудита, мнения экспертов и т.д. Сегменты рынка ИБ были определены в соответствии с приведенной ниже классификацией продуктов ИБ.

Классификация продуктов рынка информационной безопасности

Классификация продуктов рынка информационной безопасности

Источник: CNews Analytics, 2007

К сожалению, ряд компаний не смог принять участие в рейтинге. Часть из них, например, 1С или «Доктор Веб», опоздали с подачей анкет (по данным последней компании, ее выручка составила около 27 млн рублей. или 10 млн долларов - однако приведена в ценах конечных пользователей, а не как данные баланса у всех остальных). Другая часть рейтингуемых была вынуждена отказаться в силу корпоративных правил. Тем не менее, главная задача – получить репрезентативную выборку российских компаний, работающих на рынке информационной безопасности как внутри страны, так и за ее пределами, была выполнена.

Новизной данного рейтинга стало разбиение общей выручки компаний на «общую» и полученную исключительно в России. Все цифры ниже относятся к общей выручке, чем обеспечивается преемственность с предыдущими исследованиями.

Рынок ИБ продолжает расти, опережая рынок ИТ

За 2006 год крупнейшие ИБ компании России «выросли» на 64,3% по сравнению с 2005-м, который считался до того рекордным (его показатель роста составил 38,4%). Таким образом, первая тридцатка игроков на рынке ИБ растет в два раза быстрее, чем первая сотня ИТ компаний страны.

Динамика совокупной выручки компаний в рейтингах CNews100 и CNews Security, 2004 – 2006

Динамика совокупной выручки компаний в рейтингах CNews100 и CNews Security, 2004 – 2006

Источник: CNews Analytics, 2007

После череды крупнейших проектов 2005 года темпы ежегодного суммарного роста выручки первой сотни ИТ- компаний снизились на 7,3%. На этом фоне рост рынка ИБ выглядит просто «вызывающим» и требующим объяснений. Причин здесь несколько. Во-первых, ИБ – это тот сектор мирового рынка информационной технологий, в котором россияне чувствуют себя весьма уверенно. Пример «Лаборатории Касперского», «Доктора Веб», InfoWatch и других – тому наглядное подтверждение. Эти компании растут одинаково быстро и у себя в стране и за ее рубежами.

Во-вторых, не стоит думать, что местный рынок ИБ так уж мал и не интересен. Совершенно напротив - можно ли найти хотя бы еще один его сегмент, где отечественные ИТ-«монстры» (например, «Крок» или «Открытые технологии») могли бы показать годовой рост в 266,1% и 224,9% соответственно? Дополнительно о грандиозном потенциале говорят уж вовсе фантастические результаты новичков.

Например, 1400% (одна тысяча четыреста процентов) демонстрирует компания «Черус», которая смогла убедить одно из государственных ведомств РФ в своей компетенции и получить многолетний крупный контракт. Справедливости ради, надо отметить и успехи иностранных вендоров в России (хотя в указанные выше совокупные показатели их данные не включены). Иностранным чемпионом стала компания Eset с ростом годовой выручки в 330,5%. Symantec также не «оплошал» и отмечает удвоение продаж.

Наконец, стоит сказать о достаточно интересном явлении, когда западные вендоры по ряду причин сотрудничают с российскими производителями продуктов ИБ и включают их в свои локализованные решения. Это не единичное явление, а скорее, наоборот, тенденция. И касается, прежде всего, средств криптографической защиты - и не только в государственном вертикальном рынке. За этим парадоксом скрывается набирающее силу стремление к обеспечению национальной безопасности со стороны руководства России.

По ряду причин, связанных с сохранением государственной тайны или коммерческой конфиденциальной информации, несколько компаний, которые в прошлом году входили в 10-ку крупнейших в рейтинге, теперь не смогли предоставить данные. Тем не менее, по нашим оценкам, часть из них преодолела 100%-й рубеж годового роста, а кое-кто и 372%. Таким, образом рост на 64,3% в год, возможно, несколько занижен и мог быть выше за счет участия в рейтинге всех российских ИБ компаний.

Сервисы – локомотив роста

Второй парадокс, вскрытый данным исследованием, заключается в том, что, несмотря успехи на мировом рынке, софтверная составляющая в суммарной выручке россиян снижается. Тот же самый тренд наблюдается и в сегменте аппаратных средств (что менее удивительно). Локомотивом роста, таким образом, стал сегмент услуг в области информационной безопасности. Еще и еще раз мы убеждаемся в том, что российские компании в большинстве своем скатываются на уровень «обслуживающего персонала» для иностранных вендоров. С одной стороны, это не так уж и плохо – сервисы являются сегментом с максимальной добавленной стоимостью. А с другой стороны, потенциальный рынок большинства сервис–провайдеров ограничен всего лишь Россией и некоторыми странами СНГ.

Распределение выручки по видам продуктов среди российских компаний ИБ, 2004-2006

Распределение выручки по видам продуктов среди российских компаний  ИБ, 2004-2006

Источник: CNews Analytics, 2007

В сегменте «программное обеспечение» лидерство по-прежнему сохраняют продукты с функционалом «Контроль безопасности контента» - 54%. Наряду с растущим спросом на антивирусы и антиспам хорошо просматривается отличный старт продаж систем для борьбы с утечками. Вкупе с решениями по «Управлению идентификацией и доступом» и «Сканерами безопасности» эти продукты являются базисом для построения систем, как говорят банкиры, «управления операционными рисками», чей бум продаж наблюдается по всему миру. К сожалению, кроме московских компаний «Информзащита», «ТехноСерв» и InfoWatch, похвастать на этом поле россиянам особенно нечем.

Распределение выручки российских компаний ИБ по видам программного обеспечения, 2006

Распределение выручки российских компаний ИБ по видам программного обеспечения, 2006

Источник: CNews Analytics, 2007

Стабильные 10% рынка находятся у производителей программных криптографических средств. Из числа указавших свою выручку компаний наибольшую долю удерживают московские «КрипртоПро» и «Анкад», а также екатеринбургское СКБ Контур. Сегмент «VPN, Firewall, IDS и т.д.» понемногу сдает позиции в том числе и вследствие активизации продаж аппаратных средств класса UTM, но, тем не менее, занимает 14%.

В сегменте «Аппаратные средства» ситуация более стабильна. Три лидера – «Информзащита», ОКБ САПР и РНТ - определяют динамику доминирующего подсегмента «Программно-аппаратные комплексы». А вот биометрические средства идентификации (лидеры - РНТ и «Компьюлинк») активно отъедают долю у подсегмента «Токены», где безоговорочным авторитетом пользуется продукция компаний Аладдин и ОКБ САПР. Сегмент «Прочее» (аппаратные средства шифрования) уже несколько лет удерживает около 5% в выручке. Из числа российских компаний, которые смогли открыть выручку по этому направлению, лидируют «Информзащита» и «Анкад».

Распределение выручки российских компаний ИБ по видам аппаратного обеспечения, 2006

Распределение выручки российских компаний ИБ по видам аппаратного обеспечения, 2006

Источник: CNews Analytics, 2007

Российский рынок ИБ становится все более и более сервис-ориентированным. Внутри этого сегмента больше всего кипят страсти, и идет отчаянная конкурентная борьба.

Начнем с самого маленького на сегодняшний день подсегмента «Обучение и тренинги» (6% от выручки). Общим местом в рассуждениях о современном рынке ИТ и ИБ в России является проблема усложнения информационных систем и, как следствие, растущие сложности с подбором персонала, способного их обслуживать. Кроме того, внедрение любого из стандартов ИБ или системы соответствия каким-либо нормативным актам, требует подготовки и не только ИТ – персонала. В результате подсегмент «Обучение и тренинги» постепенно выходит в лидеры по вниманию к себе и потенциалу для роста. На сегодняшний день, если судить по величине выручки, этот рынок практически олигополизирован «Информзащитой», «ДиалогНаукой» и «Анкадом». При этом рост лидера «Информзащиты» составил 27% годовых. По мнению CNews Analytics, этого явно недостаточно для полноценной подготовки и переподготовки кадров. Видимо, можно ожидать существенный рост в этом подсегменте в ближайшей перспективе.

Динамика в подсегменте «Поддержка и управление системами ИБ» схожа с предыдущим и определяется растущей сложностью систем. Но в отличие, от остального рынка ИТ, роль аутсорсинга здесь только-только начинает осознаваться и приниматься к использованию. Полученные для рейтинга цифры говорят, что лидерами этого подсегмента являются краснодарская «Орбита» и московская РНТ. По объему аутсорсинговых услуг ИБ в России в 2006, по данным рейтинга CNews Security лидирует «Лаборатория Касперского».

Распределение выручки российских компаний ИБ по видам сервисов, 2006

Распределение выручки российских компаний ИБ по видам сервисов, 2006

Источник: CNews Analytics, 2007

Консультированием и аудитом ИБ в России начинают заниматься все больше и больше компаний, невзирая на то, что именно здесь наблюдается максимальный уровень конкуренции с глобальными компаниями. ИБ бизнес привлекает, прежде всего, возможность заключения долгосрочных контрактов с крупнейшими компаниями и банками на подготовку к внедрению стандартов ИБ (например, ISO 27001 или СТО БР ИББС-4.0), обеспечения соответствия нормативным актам (например, SOX), и их сопровождение в будущем, так как любой стандарт в области управления безопасностью – это непрерывный процесс совершенствования.

На долю системной интеграции приходится 56% от общей выручки. Это «поляна», на которую устремилось самое большое количество новых участников рынка. Надо сказать, что места там пока хватает всем. Возможно, доля сегмента будет немного сокращаться, но темпы роста здесь еще долго сохранят возможность зарабатывать «хорошие» деньги. Ожидается, что наибольшего успеха в этой нише смогут добиться те компании, которые объединят у себя «под одной крышей» максимальное количество видов сервисов ИБ и, прежде всего, возможность предлагать услуги консалтинга и аудита ИБ. Об этом позволяет говорить опыт «старожилов» - «Компьюлинка» и РНТ, с одной стороны, и, с другой стороны, опыт новых быстрорастущих игроков – «Крока», «Открытых технологий» или ЛАНИТа. Из тех, кто добился максимальной известности в этой области, по мнению экспертов, необходимо обратить внимание на компанию «Инфосистемы Джет», которые снискали себе лавры «гуру» в области построения систем управления ИБ в страховом бизнесе.

Чем выгоднее заниматься?

Третий парадокс выявился при анализе выручки компании в пересчете на одного сотрудника, занятого в направлении ИБ. Логично было бы предположить, что компании, имеющие наибольшую величину выручки, заняли самые лакомые куски рынка. Оказывается, за редким исключением, это не так. Риски, присущие этому сектору, заставляют лидеров выходить на международные рынки, тратить массу денег на НИОКР и использовать труд дорогостоящих специалистов в области маркетинга, PR, брэнд- менеджмента и т.д.

Оказалось, что первые места по рентабельности занимают те компании, которые совокупно отвечают трем условиям. Во-первых, ориентированы на внутренний рынок (так как имеет место ажиотажный спрос со стороны «богатых клиентов»). Во-вторых, имеют диверсифицированный портфель продуктов (так как для монопродуктовых вендоров емкости рынка пока не достаточно для роста и высоки риски). И, в-третьих, у которых доля продаж в государственном вертикальном рынке меньше (это связано с тендерной системой закупок, наличием в составе акционеров представителей государства, а также достаточно узким спектром потребляемой продукции отечественного производства).

Выручка на одного сотрудника по направлению ИБ, 2006 (тыс. руб. в год)

Выручка на одного сотрудника по направлению ИБ, 2006 (тыс. руб. в год)

Источник: CNews Analytics, 2007

Серым цветом обозначен средний по рынку показатель. Зеленым – компании, где основным видом деятельности является дистрибуция, оранжевым – ПО, желтым – аппаратное обеспечение и синим – сервис–провайдеры. В среднем по рынку один сотрудник приносит российской ИБ компании 2,8 млн рублей в год. Много это или мало? Если сравнивать с зарубежными компаниями, например, CheckPoint (9,9 млн рублей) или McAfee (8,4 млн рублей), то видно, что по уровню производительности труда мы еще отстаем от мировых гигантов.

В качестве заключения необходимо отметить, что подобные тенденции на рынке могут иметь в будущем как положительные, так и отрицательные последствия. Существующий ныне «заповедник» в госcекторе гарантирует на некоторое время безбедное существование целого ряда небольших компаний. В остальных секторах экономики, между тем, постепенно начинают доминировать иностранцы. Те из россиян, кто строит планы на достаточно долгую перспективу, вынуждены, пока не поздно, вкладывать деньги в разработку конкурентоспособной продукции и искать выходы на новые рынки сбыта. Отставание наблюдается и по технологическому уровню, и в маркетинговой подготовке и по производительности труда. Проблем добавляет и интеграция продуктов ИБ в инфраструктурные и прикладные решения, где у россиян практически нет поводов для гордости от своих разработок, кроме продаж ОЕМ мировым гигантам.

Вадим Ференец / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS