[an error occurred while processing this directive]

 
При поддержке
Тарио

Интеграция в телекоме: Связь выбирает западное ПО

Интеграторы уже не первый год активно и успешно работают на телекоммуникационном рынке. Потребности российских операторов, как проводной, так и подвижной связи в ИТ-решениях достаточно разнообразны. Спрос на те или иные технологии определяет контекст развития самого рынка услуг связи. По мере расширения и диверсификации бизнеса телекоммуникационного предприятия перед ним неизбежно возникают проблемы, требующие внедрения современных информационных систем и систем управления, а также дополненных средств мониторинга и анализа.

Расширяя спектр своего предложения, операторы выбирают новые направления деятельности, которые необходимо обеспечить соответствующей инфраструктурой. Соответственно, разворачивается строительство беспроводных, оптических и мультисервисных сетей, внедряются call-центры, системы CRM и  биллинга. Растет спрос на решения в области интернет-технологий, построения систем расчетов, а также на услуги консалтинга и аутсорсинга. Параллельно, операторы стремятся повысить управляемость своего бизнеса и оптимизировать деятельность с помощью систем уровня ERP и BI.

По словам участников рынка, в целом спрос на ИТ-решения со  стороны операторов соответствует последовательности их развития: сначала оператор устанавливает АТС и строит SDH-сеть, для операторов мобильной связи, соответственно, сначала идет GSM-сеть на РРЛ и арендованных каналах, а затем собственная SDH-сеть. Далее создается корпоративная сеть передачи данных и  система управления предприятием начального уровня, часто собственной разработки. Затем идет построение мультисервисной сети и полноценной ERP-системы, после — платформы для предоставления дополнительных услуг и OSS/BSS системы.

Ранее на рынке существовало мнение, что наибольшую активность в  информатизации проявляют альтернативные операторы. Изначально работа в условиях жесткой конкуренции должна была ориентировать их на использование ИТ для повышения эффективности бизнеса и управления (в отличие от считавшихся несколько «неповоротливыми» традиционных предприятий связи). Сейчас же оценки экспертов относительно количества проектов реализуемых в традиционном и альтернативном телеком-секторах расходятся. Так, если в 2003 году еще были слышны разговоры о  сравнении интеграторов по стоимости/количеству проектов, то сейчас, в контексте активной информатизации «Связьинвеста» подобных выводов и аналитики, и игроки рынка избегают.

Тем не менее, разница в подходах к ИТ со стороны традиционных и  альтернативных операторов до сих пор ощутима. Первые, предоставляя услуги для широкого спектра пользователей на большой территории, ориентированы прежде всего на масштаб. В то время как вторые, работающие исторически с бизнес-клиентами и  высокодоходными физическими лицами, в большей степени заинтересованы в широте спектра услуг и их высоком качестве, поэтому более восприимчивы к инновациям. Но  выбирают, в силу размеров своего бизнеса, в основном, системы управления предприятием среднего уровня (MBS-Axapta и Navision). В то время как у первых проекты по внедрению ИТ гораздо масштабнее, и системы более «тяжелые».

ERP и не только

Сразу стоит сказать, что крупнейшие проекты на российском ИТ-рынке были инициированы именно в отрасли связи. В целом возрастающий интерес телекома к «тяжелым» управленческим решениям подтверждают два факта, ставшие событиями двух последних лет. В 2003 году «Связьинвест» принял решение о внедрении на всех предприятиях холдинга ERP-системы Oracle E-Business Suite. Проект на тот момент стал самым дорогим за всю историю отечественного сектора информационных технологий — сумма сделки составила $153 млн. (только лицензии для МРК). А внедрение системы, по предположению экспертов, может растянуться на 5 лет.

Уже через год «Связьинвест» сообщил о новых крупных расходах ввиду перехода холдинга на единую автоматизированную систему расчетов (АСР). До настоящего момента в рамках предприятия использовалось  более 120 биллинговых систем. Общие затраты на их обслуживание обходились, по оценкам самого оператора, в $40 млн. в год., а  переход на единый биллинг позволил бы сократить их до $23 млн. и сэкономить $17 млн. в год. В итоге проведенного конкурса была заключена сделка с компаниями Amdocs и IBM BCS по внедрению новой биллинговой системы. Ее стоимость составила $480 млн., и установила, таким образом, новый рекорд на российском рынке ПО.

ИТ-решения в телекоме

Название компании

ERP

Биллинг

Связьинвест

Oracle E-Business Suite

Amdocs

Вымпелком

Oracle E-Business Suite

Amdocs

Соник Дуо

Scala Business Solutions

Amdocs

МТС

Oracle E-Business Suite

CBOSS, Strom Foris OSS

Комстар — Объединенные Телесистемы

н/д

Strom Foris OSS

ТрансТелеКом

MBS — Axapta

н/д

МГТС

Галактика

н/д

Газком

Галактика

н/д

Гипросвязь

Галактика

н/д

Связьтранснефть

Галактика

н/д

Евросеть

SAP

-

Источник: CNews Analytics, 2004

Параллельно в 2004 году стало известно о завершении внедрения биллинговой системы Amdocs во втором по числу абонентов сотовом гиганте — «Вымпелкоме». Проект, стоимость которого не называется, предусматривал перевод более 2,5 млн. абонентов оператора из собственной системы расчетов на  интегрированную платформу по обслуживанию клиентов американского поставщика. Биллинговая система Amdocs была первоначально внедрена в московской сети «Вымпелкома» в 2002 году.

Любопытно, что ранее этот оператор не ограничился проектом по  внедрению системы скоростной отчетности (СКО) на базе продукта Business Information Warehouse (BW) SAP. Несмотря на заявления о том, что продукты этого класса представляют собой надстройку над действующими учетными системами и не требуют обязательной ERP, весной 2003 года «Вымпелком» подписал договор о  внедрении корпоративной финансовой системы на базе продукта Oracle E-Business Suite. Первая стадия совместного проекта IBM BCS и «Борлас» предполагала автоматизацию головного офиса «Вымпелкома» — около 100 рабочих мест. В  дальнейшем внедренное решение должно быть тиражировано на 50 филиалов компании.

Завершая тему программных продуктов американской Amdocs в  российском телекоме, следует добавить, что предположительно, CRM-решение именно этого поставщика внедрил московский «Мегафон». Известно также, что в 2001 году «Соник Дуо» внедрял ERP-систему Scala Business Solutions.

Решения SAP в 2004 году пользовались спросом и в российских розничных сетях, торгующих мобильными телефонами. Внедрение ERP-решения SAP ведут «Евросеть» и питерская «Ультра Стар». Оба проекта осуществляет немецкий интегратор Novasoft, официально вышедший на российский рынок в том же году.

Со своей стороны, неожиданное решение поменять биллинговую систему принял в 2004 году МТС. Как и прочие телекоммуникационные компании, входящие в АФК «Система», оператор планирует внедрить продукты чешской фирмы STROM Telecom, которая также входит в этот холдинг. На новую систему уже переведена небольшая часть абонентов тарифных планов «Джинс» в московском регионе. При этом, как заявляет компания, об отказе от услуг CBOSS, давнем ИТ-партнере лидера российского сотового рынка, речи пока не идет. По оценкам экспертов, внедрение новой системы биллинга для препейд-абонентов, обойдется МТС в $5–10 млн.

Внедрение той же системы Foris OSS, разработанной STROM Telecom, начинает с 2004 года и «Комстар — Объединенные Телесистемы». Проект будет реализован в рамках операционной консолидации ресурсов, его стоимость оценивается в сумму более $2 млн. Данная система использовалась в «Комстаре» до  приобретения «МТУ-Информ» и «Телмоса», где в качестве продуктов для автоматизации операторской деятельности работали собственные разработки. В  рамках нового проекта предусмотрено внедрение системы биллинга и электронного документооборота, операторского контакт-центра, системы учета и мониторинга технических ресурсов, CRM, а также системы организации межоператорских расчетов. В общей сложности STROM Telecom поставит 14 систем автоматизации бизнес-процессов. Решение будет интегрировано в рамках единой корпоративной информационной системы.

В целом, по прогнозам самих участников рынка, в ближайшее время все же не стоит ожидать, что «тяжелые» решения вытеснят доминировавшие до  недавнего времени в этом секторе программные продукты среднего класса. ERP II на  базе Microsoft Business Solutions — Axapta выбрала в 2004 году «ТрансТелеКом» (ТТК). Для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности внедрили комплекс Platinum SQL «ЭпикРус» компании «Космическая связь», «Петербург Транзит Телеком».

Более того, многие операторы пока не рискуют «замахиваться» на  западные программные продукты, используя отраслевые решения отечественных интеграторов. Например, «Петерсервис», «Самарателеком», «Радиотел» внедрили систему «КорусТелеком». «Гипросвязь», МГТС, «Газком» и «Связьтранснефть» выбрали систему «Галактика».

Доходы от услуг интеграции в отрасли связи

Компания

Совокупная выручка от оказания услуг интеграции предприятиям отрасли связи в 2003 году, тыс.руб. [1]

Совокупная выручка от оказания услуг интеграции предприятиям отрасли связи в 2004 году, тыс.руб. [2]

КНЦ*

9262340

11812100

Ай-Теко

2380000

3042200

AMT

1073450

2016700

Diamond Communications

1012110

1255000

Демос

614052

750000

Крок

477170

579618

Цифровые Коммуникации Северо-Запада

400000

460000

Компьюлинк

182701

259895

Телеком-Сервис ИТ

99336

158202

РБК СОФТ

46020

80668

Информзащита

21 469

37453

Naumen

17000

23000

Стинс Коман

6000

6900

* данные по обороту Стром-телеком и Квазар-Микро в России

[1] — Показатели в долларах пересчитаны по среднему курсу за 2003г. — 30,68 руб

[2] — Показатели в долларах пересчитаны по среднему курсу за 2004г. — 28,81 руб

Перспективная инфраструктура

Специалисты выделяют три ключевых технологических компонента в  процессе развития сектора телекоммуникаций. Прежде всего, это опорные технологии, формирующие платформу для передачи того или иного трафика, такие как оптические и/или мультисервисные транспортные сети. Далее, это прикладные технологии, обеспечивающие базис для предоставления услуги, такие как VoIP, IPTV. И, наконец, приложения, позволяющие извлекать дополнительные выгоды из  прикладных технологий, предоставляя более широкий спектр услуг.

"Наиболее востребованными среди опорных технологий сегодня можно назвать оптические технологии спектрального уплотнения. Также очевидна тенденция к переходу на мультисервисные сети IP MPLS, — говорит Олег Алленов, директор телекоммуникационного департамента «АМТ Групп». — Основная привлекательность данной технологии заключается в унификации транспортной и  управляющей инфраструктур, что позволяет оператору существенно уменьшать эксплуатационные расходы, сохраняя при этом возможность масштабирования сети и  добавления новых сервисов".

В области прикладных технологий безусловное лидерство остается за технологиями пакетной телефонии VoIP, сетями NGN применительно к программным коммутаторам SoftSwitch. Помимо этого существует четкая тенденция по переходу от  систем обычного кабельного и вещательного телевидения к технологиям передачи видео по IP, так называемых IPTV-решений в рамках концепции триединой услуги Triple-Play.

Среди приложений, позволяющих заполнить разнообразными услугами как новые, так и существующие технологии, можно выделить огромный спектр решений по наполнению контентом сервисов мобильной связи, по предоставлению услуг для IP-телефонии, связанных с интеграцией классических телефонных и компьютерных приложений, по интеграции решений IPTV с интернетом посредством специализированного Middleware.

Давление западных поставщиков нарастает

Несмотря на стремительный рост потребления ИТ со стороны связистов в нашей старне, для ряда крупных российских интеграторов телекоммуникационное направление пока остается второстепенным, однако за  последние годы количество подобных игроков неизменно сокращается. Потенциал отрасли связи, как с точки зрения платежеспособности, так и в контексте динамичного развития этого инновационно емкого рынка очевиден. О скором его насыщении ИТ говорить пока также не приходится. Однако в 2004 году обозначился другой острый момент, представляющий проблему для отечественных поставщиков решений и услуг.

Угроза благополучию российского ИТ-бизнеса в отрасли связи пришла с запада. Российские разработчики систем биллинга заявляют, что им  сегодня нет смысла ориентироваться на отечественный рынок. Наличие у операторов денег и готовности их потратить в результате оборачивается спонтанным решением относительно покупки дорогостоящих западных программных продуктов. Приобретаемое ПО зачастую уступает отечественному по своим возможностям, либо содержит «избыточный», практически не используемый функционал.

Столь резкий разворот российских операторов в сторону западных решений чаще всего действительно не оправдан. Для российского государства в последнее время стало нормой насильно прививать патриотизм хозяйствующим субъектам. Благо до  отрасли связи, где крупнейший актив — «Связьинвест» — до сих пор остается казенным, эта мода пока не докатилась.

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS