[an error occurred while processing this directive]

 
При поддержке
Тарио

Рунет: тише едешь – дальше будешь?

Многие аналитики отмечают замедление темпов роста отечественной интернет-аудитории в первом полугодии 2005 года. Несмотря на, казалось бы негативную тенденцию, доходы от услуг доступа в Сеть и передачи данных продолжают расти.

По данным отчета J"son&Partners рост российской интернет-аудитории в 2005 году составит 24% и к концу года регулярная недельная аудитория достигнет 9,8 млн. человек. По состоянию на июнь 2005 года, российская недельная интернет-аудитория составляла около 7,6 млн. человек, что на 30% выше показателей середины 2004 года, но на 4% меньше показателей в конце 2004 года. Другими словами, аудитория продолжает расти, хотя и медленнее, чем раньше.

Опросы, проводимые Фондом "Общественное Мнение" (ФОМ), подтверждают выводы J"son&Partners о замедлении роста количества российских пользователей интернета. Согласно информации ФОМ, прирост недельной аудитории в двух замерах в 2005 году составил 25-30% в годовом исчислении против 46% в среднем по четырем замерам 2004 года.

Аналогичная тенденция присутствует также в динамике посещаемости ведущих порталов. Рост посещаемости "большой тройки" ("Яндекс", Mail.Ru и Rambler) снизился с 60% в первой половине 2004 года до 30% во втором квартале 2005 года по сравнению со вторым кварталом 2004 года. С приведенными цифрами хорошо коррелируют и результаты оффлайновых социологических исследований.

Вопреки негативным прогнозам ряда аналитиков, объем только рынка услуг доступа в интернет и передачи данных в 2004 году вырос на 57% и составил $1,02 млрд. По прогнозам на 2005 год рост составит еще 46%, что позволит достичь объема $1,5 млрд. Свои оценки J'son&Partners основывает на совмещении детального анализа официальной статистики с данными отчетности компаний и результатами исследований отдельных сегментов рынка.

Чтобы вскрыть причины нехарактерного до сих пор для России поведения рынка интернет-услуг, обратимся к различным количественным оценкам поведения отечественной аудитории Сети, сделанными различными аналитическими компаниями. В совокупности эти данные позволят лучше оценить ситуацию и сделать правильные выводы.

Число пользователей

Интернет в России охватил своей сетью практически все сферы жизни. По данным опроса «Интернет в России» проекта «Интернет в России/Россия в Интернет» ФОМ за последние три года число пользователей интернета в нашей стране удвоилось и весной текущего года составило 18,9 млн. человек. По абсолютной величине это сравнительно высокий показатель, по которому Россия находится в одном ряду с такими странами, как Франция, Италия, Бразилия, Великобритания и Германия.

Число пользователей интернета в странах, млн. чел.

dia-1

Источник: Фонд "Общественное мнение", 2005

Цифры говорят сами за себя – объемы аудитории и рынка достигли тех критических значений, когда уже просто недопустимо и непростительно не развивать коммерческие проекты в российском интернете. Впрочем, несмотря на постепенную популяризацию в обществе различных систем приобретения товаров в онлайне и перспективные предпосылки для их дальнейшего развития, эта сфера в России по-прежнему остается слабо развитой в отличие от десятки стран лидеров по числу пользователей интернета. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли России онлайновые продажи у нас не превышают 1% от объемов розничной торговли, а объем их рынка по состоянию на 2004 год составил всего-навсего $662 млн.

Динамика активности

Попробуем поискать причину сложившейся ситуации в недостаточной активности отечественных интернет-пользователей. Однако по данным того же опроса «Интернет в России», в сравнении с зимой 2004-2005 года динамика активности пользования интернетом только выросла, причем для всех временных срезов аудитории.

Тенденции увеличения числа пользователей интернета

dia-2

Источник: Фонд "Общественное мнение", 2005

Аналогичную тенденцию можно проследить и по индексу Рамблера – сводному показателю пользовательской активности в российском интернете, который ежедневно рассчитывается, исходя из суммарного количества посещений интернет-ресурсов, зарегистрированных в рейтинге Rambler's Top100.

Индекс Рамблера

dia-3

Источник: Ruметрика,2005

Возвращаясь к теме неудовлетворительного развития электронной торговли в России, можно смело утверждать, что причины сложившегося положения вещей лежат, скорее, в правовом поле, нежели в низкой динамике активности отечественных пользователей Сети. Очевидно, не последнюю роль здесь играет низкая популярность пластиковых карт в нашей стране, наряду с недостаточным уровнем безопасности онлайновых платежей.

География

Коль скоро мы затронули тему снижения динамики роста количества интернет-пользователей в России, было бы интересно оценить какие именно регионы делают наибольший вклад в насыщение рынка в целом, и наоборот, для каких еще потенциал роста достаточно высок. Как и прежде воспользуемся результатами ФОМ, а также интернет-статистиками SpyLOG и HotLog.

Города лидеры по количеству пользователей вполне предсказуемы – это две российские столицы Москва и Петербург. Именно они демонстрируют наиболее медленный рост количества пользователей в сравнении с регионами. Несколько снизились и доли крупных городов, на которые приходится по 2-3% всех пользователей. В противовес этому заметно растет доля городов с менее, чем 1% пользователей, которые ранее даже не фигурировали в статистике. Можно сказать, что основной прирост аудитории сейчас идет за счет регионов.

Число пользователей интернета в регионах, млн. чел.

dia-4

Источник: ФОМ, 2005

Конечно, Рунет не ограничивается одной только Москвой и Россией, его аудитория – это пользователи со всех уголков планеты. Впрочем, несмотря на свою многочисленность, в силу целого ряда объективных причин зарубежная аудитория Рунета оказывает заметно меньшее влияние на российский рынок.

Данные за период c 05.09 по 11.09

dia-5

Источник: Ruметрика, 2005

Тематические группы

Анализ посещаемости ресурсов Рунета по тематическим группам позволяет выявить степень популярности тех или иных тем. Диаграмма, построенная на основании ежемесячных данных о посещениях ресурсов в Rambler's Top100, позволяет говорить о немалом потенциале для развития бизнеса в интернет.

Ежемесячные данные о посещаемости ресурсов

dia-6

Источник: Ruметрика, 2005

Места пользования

Не последнее значение при анализе интернет-аудитории имеют места, из которых пользователи выходят в Сеть. По данным ФОМ 48% пользователей предпочитают выход из дома и еще 40% – с места работы. Интересно, что два года назад с домашних компьютеров выходили в интернет только 35% пользователей, тогда как с работы все 42 %. Очевидно, в настоящий момент именно домашние пользователи делают основной вклад в рост отечественной интернет-аудитории.

Динамика популярности мест пользования интернетом.
Россия, % от числа пользователей

dia-7

Источник: ФОМ, 2005

Косвенным подтверждением тезиса о росте доли домашних пользователей в интернет-аудитории также является и тот факт, что за два прошедших года компьютеры друзей, как средство выхода в Сеть, переместились с третьего места на четвертое. В целом процент пользователей, не имеющих персонального доступа к интернет, пока еще остается очень высоким и в перспективе будет сокращаться именно за счет роста домашней аудитории.

Структура: пол, возраст, образование, доход

Наконец, попытаемся представить себе среднестатистического представителя российской интернет-аудитории. Начнем с деления пользователей по половому признаку – здесь с небольшим отрывом лидируют мужчины, они составляют 59% всех пользователей. Впрочем, женщины очень активно осваивают Сеть, так в 2000-2001 годах их доля еще не превышала 33%. Современный показатель в 41% целиком сопоставим с западноевропейским. В регионах ситуация примерно та же.

Распределение пользоваиелей интернета по полу. Регионы, %

dia-8

Источник: ФОМ, 2005

Если в рост женской доли аудитории делают вклад в основном женщины в возрасте от 25 до 45 лет, то интегральное количество пользователей Сети в России растет практически за счет всех возрастных групп. Безусловно, больше всего интернет привлекает самых молодых пользователей в возрасте от 18 до 24 лет, доля которых составляет 42%. Эта возрастная группа также продемонстрировала наибольшие показатели роста с весны 2003 года до весны 2005 года на уровне 14%. С увеличением возраста пользователей их доля в интернет-аудитории снижается.

Динамика долей пользователей интернета среди лиц разного возраста. Россия, %

dia-9

Источник: ФОМ, 2005

Проведенный ФОМ опрос выявил достаточно заметную зависимость среднего возраста аудитории от региона. На Москву, в частности, приходится наименьшая доля в 25% самых молодых пользователей интернета, что еще раз подтверждает зрелость и высокую степень насыщения столичного рынка Сети.

Распределение пользователей по возрасту. Регионы, %

dia-10

Источник: ФОМ, 2005

Впрочем, российские пользователи интернета не только молоды, но и в большинстве своем высокообразованны: почти половина из них имеют высшее образование, еще шестая часть –среднее специальное. Если сопоставить возрастную и образовательную статистики, получим заметную долю аудитории, состоящую из студенческой молодежи.

Динамика долей пользователей интернета среди лиц с разным образованием. Россия, %

dia-11

Источник: ФОМ, 2005

Обращаясь к распределению пользователей с образованием по регионам, в очередной раз выявим вполне ожидаемого лидера в лице столицы. За два года количество пользователей с высшим образованием в Москве выросло с 52% до 58%, превысив среднестатистический уровень по России на 22%. Здесь же наблюдается очень низкий процент пользователей без среднего образования.

Распределение пользователей интернета по образованию. Регионы, %

dia-12

Источник: ФОМ, 2005

Пожалуй, наиболее важный показатель в свете перспектив для бизнеса в Рунете это доход его пользователей. Здесь ситуация несколько неоднозначна. С одной стороны, немногим менее трети пользователей интернета – это лица, чей доход на одного члена семьи составляет $100 и более. С другой стороны, даже несмотря на относительно невысокий порог в $100, доля пользователей в этой категории в последнее время падает. Среднестатистический пользователь, к сожалению, пока не становится богаче.

Динамика долей пользователей интернета среди лиц с разным доходом. Россия, %

dia-13

Источник: ФОМ, 2005

Картина доходов пользователей Сети очень зависит от региона, и в целом хорошо отражает экономическую ситуацию в стране в целом. Москва, как всегда, лидирует с 92% аудитории, чьи доходы в перерасчете на одного члена семьи превышают $100. В то же время в Южном, Уральском и Приволжском округах доходы большинства пользователей ограничены на уровне $100.

Распределение пользователей интернета по доходу на члена семьи. Регионы, %

dia-14

Источник: ФОМ, 2005

Перспективы есть

Приведенные выше данные исследований, представленные в самых разнообразных разрезах, позволяют сделать вывод о постепенном сокращении неудовлетворенного спроса на доступ в интернет. Это в свою очередь объясняет причину замедления темпов роста интернет-аудитории, что является положительным индикатором взросления рынка. Надо правильно понимать сложившуюся ситуацию: речь ни в коем случае не идет о прекращении роста аудитории в принципе – он будет продолжаться и дальше за счет изменения структуры занятости, распространения высшего образования, вступления в активный возраст новых поколений.

Вместе с тем, российский сегмент глобальной сети не лишен целого ряда проблем, которые следует решать как можно быстрее. В первую очередь это касается реализации адекватных механизмов интернет-торговли и электронных транзакций. Неудовлетворительная телекоммуникационная инфраструктура в регионах также не способствует должному уровню популяризации и доступности Сети. Указанные причины в немалой степени снижают привлекательность интернета как информационной среды для отечественных пользователей.

И все же прогнозы J'son&Partners пока достаточно оптимистичны. В компании полагают, что с 2005 года замедление роста аудитории и снижение тарифов компенсирует ежегодный двукратный рост трафика и распространение модели повсеместного использования интернета. Пока что в России продолжается быстрый рост доходов от услуг доступа в Сеть и передачи данных, но возможно это только внешняя видимость благополучия? Не решив своевременно накопившиеся проблемы, в будущем мы рискуем столкнуться с гораздо большими.

Елена Турдакина / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS