[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Андрей Капранов: ИТ-бюджеты торговых предприятий в среднем не превышают 1% от оборота

Андрей КапрановДинамику российского рынка автоматизации торговли, а также факторы, определяющие ИТ-стратегии отечественных торговых предприятий, комментирует в интервью CNews.ru Андрей Капранов, директор департамента интегрированных систем управления IBS.

CNews.ru: Как бы вы охарактеризовали динамику российского рынка автоматизации торговли? Какую долю от оборота составляют ИТ бюджеты торговых компаний, на что в основном расходуются эти средства?

Андрей Капранов: Динамика рынка автоматизации торговых предприятий пока не соответствует динамике самого рынка торговли. По данным Госкомстата с 2001 по 2003 год розничный рынок в России вырос на 47% и продолжает расти очень высокими темпами. Основные игроки инвестируют преимущественно в расширение своих сетей и освоение новых регионов. Например, в текущем году ожидается, что все крупные аптечные сети увеличат количество розничных точек как минимум в полтора раза, потратив на это около 100 млн. долларов. При этом ИТ-бюджеты торговых предприятий, как правило, не превышают 1% от оборота. Это значительно меньше, чем тратят западные компании, у которых ИТ-бюджеты достигают 3-5%, а в некоторых случаях 7% от оборота. Но и эти средства в значительной части идут на закупку оборудования, в то время как внедрение бизнес-приложений финансируется по остаточному принципу.

Проблема здесь не только в недостаточном приоритете вопросов автоматизации финансово-хозяйственной деятельности для российских ритейлеров. Внедрение системы управления требует решения целого ряда дополнительных задач: методологических, организационных, кадровых. Т.е. технологическому консалтингу должен предшествовать управленческий, позволяющий в случае необходимости оптимизировать бизнес-процессы, усовершенствовать оргструктуру, продумать схемы мотивации и развития персонала. На сегодняшний день компаний, готовых взять решение всех этих вопросов «под ключ», а также обладающих опытом реализации аналогичных проектов в отрасли и умеющих взглянуть на ситуацию «целиком», практически нет. Это существенно тормозит развитие рынка автоматизации отрасли — с точки зрения как спроса, так и предложения.

CNews.ru: Как изменялись, по вашим наблюдениям, требования отечественного ритейла к ИТ-решениям и поставщикам? Какие факторы сейчас являются определяющими при формировании ИТ-стратегии торговой компании?

Андрей Капранов: Требования к ИТ-решениям и поставщикам варьируются в зависимости от типов и размеров компаний розничной торговли. Небольшие компании, как правило, ограничиваются минимальными требованиями к автоматизации своей деятельности. Поставщика, как и раньше, выбирают по принципу «кто дешевле». В этом сегменте по-прежнему уверенно чувствуют себя российские компании, поставляющие оборудование и системы товарно-складского учета. Их услуги наиболее эффективны там, где надо быстро «запустить» магазин или с минимальными затратами решить какую-нибудь локальную задачу.

Значительно изменились требования к ИТ-решениям и поставщикам у крупнейших розничных компаний, на долю которых приходится до 10% оборота всей розничной торговли России. Эти компании переживают колоссальный рост, который, в свою очередь, необходимо поддерживать масштабируемыми бизнес-приложениями. Сети тем и популярны у покупателей, что где бы ни находились магазины, в них всегда должен быть представлен определенный ассортимент, а также обеспечен единый стандарт уровня обслуживания. Но и этого в нынешней конкурентной ситуации недостаточно: например, в одном районе Москвы в шаговой доступности находятся «Перекресток», «Седьмой континент», «Метро», «Рамстор» и «Пятерочка». Очевидно, что даже несмотря на разноформатность этих магазинов, борьба за лояльность покупателя здесь выходит на первое место. Эта лояльность достигается за счет реализации специальных программ, применения решений по управлению отношениями с клиентами. Важно также поддерживать высокий уровень доступности товара, что невозможно без гибкого планирования предложения, осуществляемого на основании анализа продаж в реальном времени. Задача хоть и сложная, но вполне решаемая при помощи специализированных систем для продуктовой розницы.

CNews.ru: В автоматизации каких бизнес-процессов, по вашим оценкам, сейчас наиболее заинтересована российская торговля? Какие технологии в данный момент пользуются популярностью на этом рынке?

Андрей Капранов: Ответ не может быть однозначным, так как уровень автоматизации всех предприятий различен. Тем не менее, опираясь на наш опыт, можно назвать ряд бизнес-процессов, где сегодня наиболее востребована автоматизация: например, прогнозирование и планирование продаж, централизованное автоматическое распределение товара, складская логистика, динамическое бюджетное планирование.

Многие компании до сих пор решают, в основном, локальные задачи, используя для этого собственные разработки. Внедрение интегрированных систем управления давно назрело ввиду растущих требований к актуальности информации и прозрачности компаний для потенциальных инвесторов, но сдерживается практически полным отсутствием комплексных предложений на рынке.

CNews.ru: Какова, из вашей практики, специфика проектов по автоматизации продовольственной и «непродовольственной» розницы?

Андрей Капранов: Существенных различий с точки зрения методологии ведения проектов, пожалуй, что и нет. Специфика относится к области организации бизнес-процессов и, соответственно, их автоматизации. К примеру, в продовольственной рознице используется куда больше специализированного кассового, весового оборудования. Поэтому проекты автоматизации продовольственной розницы, безусловно, более дорогие.

Еще одно специфическое отличие: если бизнес-процессы в продовольственной рознице не сильно различаются между магазинами, и система автоматизации легко переносится с одной сети на другую, то автоматизация непродовольственной розницы гораздо более индивидуальна. Оптимизация бизнес-процессов в каждом конкретном непродовольственном магазине требует большой дополнительной работы консультантов, которые проводят внедрение. В качестве примера можно вспомнить процесс заказа в «одежных» магазинах. Здесь огромное значение имеет то, насколько достоверные данные предоставляет информационная система, насколько правильно организован процесс работы с поставщиками заказов. Цена возможной ошибки информационной системы достаточно высока: неправильно подобранным товаром придется торговать весь сезон.

CNews.ru: Какая доля вашего оборота в торговом секторе приходится на управленческое ПО — по сравнению с продажами, например, POS-терминалов или систем защиты товаров от краж?

Андрей Капранов: В среднем это 50 на 50. Но в последнее время доля управленческого ПО неуклонно растет. Этот рост объясняется тем, что розницей становятся все более востребованы сложные, технологичные системы уровня ERP, которые позволяют максимальным образом оптимизировать бизнес-процессы предприятия.

CNews.ru: Какие продукты и услуги будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями?

Андрей Капранов: Я думаю, что в самом ближайшем будущем наиболее востребованными станут интегрированные системы управления предприятием, ядром которых будут западные тиражно-настраиваемые системы, такие как Navision, Axapta или SAP. Но создание подобных систем может быть эффективным только в том случае, если ему предшествует грамотный управленческий консалтинг, оптимизирующий бизнес-процессы, предлагающий наиболее оптимальные варианты организационной структуры.

CNews.ru: По мере развития розничных сетей в российских регионах, планируете ли вы увеличить долю региональных заказчиков в вашей клиентской базе?

Андрей Капранов: Мы движемся по стране за нашими клиентами, гарантируя им, где бы они ни развивали свой бизнес, одинаково высокий уровень консалтинговых услуг. Уже сегодня доля региональных клиентов в нашей клиентской базе составляет более 50%. В прошлом году мы открыли офис в Нижнем Новгороде, прорабатываются варианты регионального присутствия на юге России.

CNews.ru: Каковы ваши планы относительно дальнейшего развития отраслевых решений для торговли?

Андрей Капранов: Мы полностью консолидировали нашу экспертизу в торговле в рамках выделенной структуры, ориентированной только на работу с торговыми предприятиями. Эта структура уникальна для российского рынка. Она включает в себя подразделения управленческого, технологического и инфраструктурного консалтинга, все решения которых базируются на многолетнем опыте работы в отрасли и накопленной богатой базе знаний. Наш портфель решений постоянно пополняется в соответствии с нашим видением текущих и перспективных требований рынка. Последним таким пополнением стало решение по формированию корпоративной и аналитической отчетности для сети гипермаркетов на базе информационно-аналитической системы Cognos.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS