[an error occurred while processing this directive]

Торговые сети: рейтинг лидеров информатизации

Лидерами по уровню информатизации, согласно исследованию, проведенному CNews Analytics, стали розничные сети "Пятерочка", "Перекресток", "Седьмой континент" и "О-кей", а также сеть салонов мобильной электроники "Евросеть".

Для участия в рейтинге CNews Analytics были отобраны крупнейшие российские розничные сети, работающие в разных рыночных секторах — супермаркеты, дискаунтеры, продовольственные сети, сети бытовой электроники, сотовая и аптечная розница.

При подготовке рейтинга экспертам предлагалось ранжировать ИТ-системы торговых предприятий по следующим критериям: автоматизированная торговая система (либо ERP), автоматизация расчетно-кассовых узлов, управление складом, управление цепочками поставок, BI, CRM, интернет-торговля

Анкеты со списком розничных сетей были отправлены экспертам, которые отранжировали всех игроков по каждому из указанных критериев, включая только сети, по которым каждый мог составить свое экспертное заключение. Затем все ранжировки были сведены в единую таблицу, включая пропущенные данные. Для обработки был применен аппарат неполных парных сравнений (НПС), разработанный математиком П.Чеботаревым. В результате был получен НПС-рейтинг розничных сетей.

Уровень информатизации крупнейших розничных сетей России

Ранг

Название розничной сети

1

Пятерочка

2

Евросеть

3

Перекресток

4

Седьмой континент

5

О’кей

6

Дикси

7

Патэрсон

8

Диксис

9

Лента

10

Копейка

11

Техносила

12

Эльдорадо

13

Связной

14

Беталинк

15

Мвидео

16

Магнит

17

Ригла

18

Азбука вкуса

19

Квартал

20

Аптеки 36,6

Рейтинг подготовлен CNews Analytics, 2005

Корректность метода Чеботарева доказана как теоретически, так и более чем 14-летней практикой его применения. Для объяснения сути методики рейтинга удобно использовать спортивную терминологию.

Все сети попарно сравниваются по значению их рангов. Однократное сравнение пары сетей (в рамках одного столбца-критерия исходной сводной таблицы экспертных ранжировок) рассматривается как одна спортивная встреча. При этом фиксируются только факт победы, поражения или ничьей. Таким образом, строится «турнирная таблица» по результатам всех возможных парных сравнений. Затем, по этой таблице рассчитывается рейтинг каждого участника соревнования.

Главная проблема, которую решает модель: все «соперники» встречаются друг с другом не одинаковое количество раз. Иными словами, турнирная таблица содержит пустые клетки (пропуски). Имеет место так называемый случай «незавершенного соревнования». Однако, если в реальной спортивной практике, в случае досрочного прекращения соревнования судьи могут, например, договориться засчитать результаты всех несостоявшихся встреч ничейными, то данная модель поступает более корректно.

Если известно, что участник А выиграл у участника Б, и участник Б выиграл у участника В, то модель выдвигает гипотезу о том, что А сильнее В. Эта гипотеза проверяется с учетом неопределенности: если А выиграл у Б 10 раз, а Б выиграл у В 20 раз, то уверенность в том, что А мог бы победить В сильнее, чем в случае, если бы А выиграл у Б 2 раза, а Б выиграл у В 3 раза.

Таким образом, модель рассчитывает наиболее вероятные результаты «несыгранных» парных состязаний. В результате строится обобщенная ранжировка участников соревнований, которая и выполняет роль рейтинга.

Следует иметь в виду, что предлагаемый рейтинг построен по определенному, заранее заданному набору критериев, следовательно, его и следует рассматривать, как сравнение розничных сетей именно под заданным «углом зрения». Рейтинг не следует трактовать как оценку сетей «в целом». Вместе с тем, в рамках заданных критериев и с учетом неполноты данных, НПС-рейтинг является одним из немногих инструментов, позволяющих делать обоснованные суждения о сравнительном состоянии информатизации российских розничных сетей.

CNews Analytics

Али Мамедов: В торговле возросло количество ИТ-внедрений для реальных бизнес-задач

Али МамедовНа вопросы CNews ответил Али Мамедов, заместитель генерального директора компании «Инлайн груп».

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИС для торговых предприятий? Насколько, по вашим наблюдениям, за последний год выросли ИТ-бюджеты в этом секторе?

Али Мамедов: Рынок торговых предприятий растет уже несколько лет. Я уверен, что сегодня торговые предприятия — наиболее динамично развивающиеся структуры. И причины этого ясны. Компании объединяются, приобретают более мелкие фирмы, развивают филиальную сеть, идут в регионы. Но если три-пять лет назад розничный бизнес тратил деньги только на экспансию, то в последнее время структура потребностей этих компаний стала другой. Завоевав рынок, торговые фирмы стремятся закрепляться на нем, а для этого необходимо качественно и быстро считать и все учитывать. Компании стали столь крупными, что развиваться такими же темпами дальше без использования адекватных ИТ они уже не могут. Поэтому роль, значимость высоких технологий для торговых компаний заметно повысилась. И ИТ-бюджеты в этом секторе резко возросли. Если раньше на рынке были торговые компании, для которых серьезные ИТ-проекты носили часто имиджевый характер (например, ERP-система необходима была не для реального учета, а для привлечения западного инвестора), то сегодня значительно возросло количество ИТ-внедрений для реальных бизнес-задач.

Сужу с точки зрения наших продаж. Доля продаж «Инлайн Груп» в торговле возросла за последний год в два-три раза. Наши проекты для розницы стали серьезнее и крупнее. И помимо новых проектов получают свое развитие и те, что были реализованы нами ранее.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS