Статья

Мобильные сотрудники: как оптимизировать затраты на связь?

Универсальные коммуникации (Megafon)

С появлением "умных" телефонов, удешевлением связи и возможности передачи данных, расширением качественного покрытия сотовых сетей бизнесу стало проще развивать дистанционную деятельность: наращивать число сотрудников "в полях", открывать новые торговые точки и офисы. Кроме того, стало понятно, что число удаленно работающих сотрудников будет только расти – новое поколение менеджеров очень высоко ценит мобильность. На первое мест выходит вопрос контроля затрат.

Компания "Светоч" (специализируется на поставках светодиодного оборудования в ЮФО) активно развивалась с 2010 г. За это время число сотрудников, в том числе пользователей корпоративной мобильной связи, увеличилось почти в 2 раза. Расходы на связь росли, и руководство компании решило планировать бюджет на мобильную связь. "Появилась потребность контролировать затраты сотрудников", – говорит Кирилл Красавин, генеральный директор компании "Светоч".

Задачу решили, подключившись к сервису оператора "МегаФон" "Персональный бюджет". Система позволяет создавать индивидуальные профили каждого пользователя, что помогает точно прогнозировать расходы на связь и укладываться в бюджет. Все звонки на корпоративные номера компенсируются. При этом не ограничивается пользование связью сверх установленных корпоративных лимитов. Сотрудники продолжают пользоваться номером в личных целях за собственный счет.

"С началом подключения к услуге мы смогли предложить корпоративную связь сотрудникам, которым ранее компания не была готова ее компенсировать. Им приходилось пользоваться собственными номерами, – рассказывает Кирилл Красавин. – Сейчас мы просто устанавливаем им небольшие лимиты, оплачивая звонки на номера организации, все остальные услуги они оплачивают сами, при этом используют все преимущества корпоративных тарифов".

Дорога в массы

Подобные сервисы от операторов-лидеров появились на российском рынке 6–7 лет назад. Анализ расходов за любой период времени, обработка счетов (детализаций) операторов сотовой связи, подготовка отчетной документации, контроль превышения лимитов, компенсации по каждому сотруднику, прогнозирование расходов – вот основной перечень операций, которые призваны упростить подобные решения.

"Наша компания начала предоставлять услугу корпоративным клиентам с 2006 года", – отмечает Семен Болдырев, менеджер направления по развитию новых продуктов и услуг для бизнес-рынка компании "МегаФон". Следом "подтянулся " второй эшелон – более мелкие операторы телекоммуникационных услуг. Сейчас началась третья волна – появились объявления от ИТ компаний, в том числе о SaaS-сервисах. В частности, компания "Эффективные решения" (Москва) выпустила сначала установочную версию программы "Эффективные решения: Управление затратами на связь", а потом и онлайн-версию. Сервис предоставляется на условиях аренды в рамках многофункционального интернет-проекта "42 Облака" за 500 руб. в месяц.

Правда, операторы связи, в отличие от ИТ-компаний, предлагают контроль за расходами в реальном времени. Разделение на корпоративные и личные затраты происходит сразу, в процессе потребления услуг. А ИТ-сервисы подразумевают оценку по итогам периода. Но в целом можно констатировать, что наступил переломный момент – сервисы, призванные упростить контроль над затратами на связь, пользуется массовым спросом со стороны корпоративного сектора.

Расширение диапазона поставщиков подобных услуг означает не просто наличие спроса, а его устойчивую положительную динамику. "Количество корпоративных пользователей в 2011 году выросло на 30% по отношению к 2010 году, а за первый квартал 2012 года их число увеличилось еще на 10% (по отношению к 2011 г. – CNews)", – объясняет Семен Болдырев. Это означает, что быстро развивающиеся телекоммуникационные технологии активно используются бизнесом, занимая все более важное место в бизнес-процессах. А если учесть, что решения типа "Персонального бюджета" ориентированы на средние и крупные компании, то складывается весьма отрадная картина. Ведь спрос на услугу появляется только при активном росте бизнеса. Возможно, ситуация в секторе СМБ не так плоха.

По оценке компании "Эффективные решения", сервис контроля затрат на связь способен в 20-40 раз сократить время на обработку информации и в 30-50 раз – на подготовку отчетности.

Функционал: требования ужесточаются

С расширением спектра телекоммуникационных сервисов контроль затрат выходит на первое место, особенно с точки зрения обращения к различным дополнительным услугам. "Раньше было достаточно установить лимит в денежном эквиваленте, в рамках которого компания компенсировала сотруднику затраты на корпоративную связь. Сейчас возникла потребность в детальном разделении затрат на корпоративные и личные", – рассказывает Семен Болдырев. Поэтому в 2010 году оператор добавил возможность создания "абонентского профиля", что позволяет разделять услуги и направления вызова на "корпоративные" и "персональные".

Кроме того, можно установить "рабочее время" (например, с 9.00 до 18.00 все звонки оплачивает компания, в остальное время – сотрудник). То есть каждый абонент в рамках корпоративного подключения может общаться по индивидуальным правилам. В результате топ-менеджмент, среднее управленческое звено и младший состав сотрудников могут пользоваться корпоративной связью в различных форматах, но по одному тарифу. Можно предположить, что именно индивидуализация настроек стала главной предпосылкой формирования массового спроса.

Одно из последних смежных нововведений – появление у операторов "большой тройки" упрощенного сервиса для частных клиентов. Например, в прошлом году один из лидеров рынка запустил услугу, которая позволяет абоненту самостоятельно в режиме реального времени контролировать расходы на мобильную связь, отслеживать списания с лицевого счета. Достаточно набрать команду, чтобы получить актуальную информацию о состоянии счета, стоимости последних действий, платных услугах, подключенных на телефоне, последних зачисленных платежах.

"Нет необходимости производить сложные настройки мобильного телефона", – прокомментировал услугу представитель оператора. Конечно, сервис выполняет только наблюдательную функцию, однако спрос на него – показатель того, насколько важно для современного пользователя телекоммуникаций владеть детальной информацией для жесткого контроля расходов.

Ели говорить о качественном развитии, то один из главных мировых трендов для всех программных бизнес-решений – движение в сторону удобства для пользователя. Показательный пример приводит Игорь Гришин, директор по производству компании Digital Design. Изначально сервис отправки сообщений определялся набором опций: "новое сообщение", "входящие", "отправленные". Это был интерфейс, построенный по принципу функционального программирования. Сегодня сервис, как правило, представлен в виде диалога.

Интерфейс со временем трансформировался в то, что удобно потребителю, а концепция проектирования – от подхода "как запрограммировано" к подходу "как реально используется". "Если раньше разработчики могли позволить себе иногда использовать user experience, то сегодня это становится ожидаемым уровнем сервиса. Соответственно, UX из уникальной компетенции трансформируется в стандартную практику. Это ожидание рынка, это требование клиентов, и это сегодняшняя реальность, которую нельзя игнорировать", – уверен Игорь Гришин.

Наталья Анищук/ CNews