Начал работу ситуационный центр губернатора Омской области
Ситуационный центр губернатора Омской области заработал 7 июня 2012 г. В него стекается информация о жизни региона: сведения из системы государственной статистики, разнообразные ведомственные данные, сводки от различных силовых структур и многое другое. При этом возможности центра позволяют проанализировать поток информации, представить его в виде графиков, схем, таблиц и даже проектов конкретных управленческих решений.
"Подобные ситуационные центры помогают решать такие задачи, как: мониторинг процессов, фиксация показателей, значений, всплесков активности в регионе, отрасли, среди определенных групп населения; выработка вариантов решения с использованием информации, полученной в результате мониторинга; разработка моделей реализации решений на основе выбранного варианта и участие в предотвращении разрастания кризисной ситуации. На базе полученной от ситуационного центра информации зависит правильность и эффективность принятого решения государственных органов власти в процессе ликвидации рисков и/или последствий кризисных/чрезвычайных ситуаций", – рассказывает Сергей Буланча, заместитель генерального директора оператора "Синтерра".
Губернатор Омской области может в режиме реального времени следить за тем, как работает бюджет. Специальное программное решение показывает, какими путями (от налогов, в виде федеральных субсидий, бюджетных кредитов) деньги приходят в казну и как потом расходуются. Руководитель региона может проконтролировать все денежные потоки, связанные с расходованием бюджетных средств.
Также губернатору доступен удаленный контроль за крупными стройками областного масштаба в режиме онлайн, в частности Красногорского гидроузла. Достаточно сделать несколько кликов мышкой, чтобы увидеть, что сделано за последний день, неделю, месяц. Программа покажет и количество уложенных кубометров бетона, и объем потраченных средств, и сопроводит информацию свежими снимками со спутника.
Кроме того, центр оснащен современными системами закрытой коммуникации, которые дают возможность с максимальной оперативностью связываться с Кремлем, Белым домом, новосибирской резиденцией полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе, руководством федеральных министерств и ведомств, главами муниципальных районов области. При этом гарантировано высокое качество связи и полная конфиденциальность.
При необходимости информация из ситуационного центра может подаваться на планшеты, смартфоны.
Примечательно, что работы по созданию центра начались в ноябре 2010 г. К февралю 2012 г. было освоено около 40 млн рублей. Однако оказалось, что для эффективного управления установленных систем недостаточно. В 2012 году на сумму около 20 млн рублей были докуплены около 30 разновидностей техники и программные решения.
Отечественная практика зачастую противоречит теории. В первую очередь ситуационный центр необходимо обеспечить потоком свежей информации как по плановым, так и по внеплановым событиям. плюс необходимы средства аналитики и прогнозирования. Далее обеспечивается геоинформационная привязка. И только потом, для принятия решений, необходимы средства видеоинформационного обеспечения. "Организация ситуационного центра целесообразна на завершающем этапе создания комплексной автоматизированной системы. Ведь эффективная деятельность такого центра возможна лишь при наличии технологических и функциональных подсистем, обеспечивающих его работу", – поясняет Владимир Боголюбов, начальник отдела управления комплексными проектами компании "Стинс Коман".
Например, генеральный директор одного из субподрядчиков ФСК ЕЭС рассказал, как заказчик развивал идею создания ситуационных центров: "Сначала были закуплены большие аппаратные мощности, мобильные "Камазы" с "плазмами", кабинетами для совещаний. Но на экраны выводилась информация с сайтов информагентств. Только вторым шагом стал заказ программного решения, с помощью которого обеспечивалась подача информации с объектов в режиме онлайн".
Интерактивное удаленное управление объектами – главная задача, которая должна решаться с помощью ситуационных центров. Однако на большинстве проектов сегодня внедрены системы для проведения совещаний, переговоров, различные коммуникационные сервисы. "От телекоммуникационных операторов, участвующих в организации работы региональных ситуационных центров, требуется обеспечить максимальное качество и скорость передачи информации независимо от местонахождения объектов мониторинга, и полную мобильность", – уточняет Сергей Буланча.
Следующий шаг – разнообразные системы мониторинга, в основном за крупными строительными объектами. Только потом интегрируются учетные и аналитические системы, оперирующие информацией из баз данных региона. Еще один желательный шаг – регистрация обращений граждан. Эта информация также может визуализироваться рамках используемых в ситуационном центре систем и служить отправной точкой для оценки эффективности работы чиновников по различным направлениям, например в секторе ЖКХ. Подобная система реализована в ситуационном центре губернатора мурманской области.
Среди последних ярких проектов в сфере создания региональных ситуационных центров можно отметить проекты Кубани, Краснодара, Ямала. Пока основная их функция – совещания и мониторинг.