Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Алексей Иванов: Бесшоковое внедрение и развитие системы — ключевой вопрос для российских заказчиков

Алексей ИвановИнтервью CNews дал Алексей Иванов, коммерческий директор компании «Информконтакт».

CNews: Как вы оцениваете динамику автоматизации российских предприятий в 2004 году? Какие тенденции, на ваш взгляд, были определяющими в этом процессе?

Алексей Иванов: Трудно выделить какой-то один момент. Если говорить об общих тенденциях, которые оформились в течение последнего года, то стоит остановиться на следующих наблюдениях. Во-первых, необходимо отметить общий рост компетентности заказчиков в области современных информационных технологий. Причем это касается не только ИТ-специалистов, но и представителей функциональных подразделений и, конечно, высшего менеджмента. Таким образом, подход предприятий к выбору программных продуктов в настоящее время стал заметно более взвешенным и структурированным. Большинство клиентов приходят к нам с уже сформированным пониманием своих требований к системе автоматизации, адекватно оценивая и собственные возможности, и потребности, и приоритеты. Возможно, это связано с тем, что сейчас на многих предприятиях проходит вторая волна автоматизации. Что это значит? Это значит, что информационные потребности «первого уровня» тем или иным способом уже удовлетворены. Кто-то решил эту задачу собственными разработками, кто-то воспользовался относительно простыми и распространенными бухгалтерскими пакетами. В любом случае, на текущий момент такие предприятия начинают ощущать, что существующая информационная инфраструктура «им жмет» и поэтому начинают выбор полноценной системы ERP-класса. При этом у них накоплен определенный опыт, позволяющий подойти к этому выбору осознанно и взвешенно. Естественно, нас как консультантов этот факт не может не радовать, так как всегда приятно работать с клиентом «на одном поле».

Другой важной тенденцией является повышение внимания к дальнейшему развитию внедренной системы еще на этапе ее выбора. Здесь стоит отметить два ключевых момента, влияющих на окончательный выбор. Во-первых, это функциональные возможности, уже присутствующие в системе на момент ее приобретения, а во-вторых, технологические средства для их дальнейшего развития и наращивания. В целом, за последний год требования к базовому функционалу выросли весьма заметно. Сегодня наши клиенты хотят видеть в системе не только и не столько средства учета, но и механизмы для реализации системы планирования ресурсов, организации внутреннего документооборота, интеграции со специализированными программными продуктами. При этом крайне важным остается вопрос плавности в наращивании функциональных возможностей информационной системы предприятия. Для заказчиков важно быть уверенным, что автоматизация новых бизнес-процессов и их включение в общее ядро корпоративной системы произойдет без нарушения ее сложившейся логики и, тем более, без остановки работы всей компании. Бесшоковое внедрение и развитие — наверное, одни из самых ключевых вопросов, на которых сегодня акцентируют внимание российские заказчики. И мы, со своей стороны, рады, что у нас есть возможность предложить им соответствующие технологии и методики.

CNews: Как вы оцениваете рыночные перспективы российских систем класса ERP в контексте усиливающейся экспансии западных продуктов, ориентированных, в частности, на торговую и промышленную отрасли?

Алексей Иванов: Для такой оценки я считаю необходимым выделить на корпоративных рынке группы предприятий, объединив их по мотивам выбора системы автоматизации: К первой категории можно отнести те предприятия, для которых наибольшее значение имеет имидж продаваемого бренда. Вторую категорию составляют компаний, которые заинтересованы в приобретении западного продукта как некой добавленной стоимости предприятия в глазах иностранных инвесторов. Такая задача возникает чаще всего в тех случаях, когда идет подготовка к продаже компании либо к включению в международную корпорацию. Основу решения о выборе ERP-системы для третьего «типа» предприятий составляет рациональный объективный подход, сочетающий оценку ряда таких факторов, как функциональность системы, общие затраты ее владения, технологические возможности развития и т.п. Наиболее важными вопросами при таком подходе являются следующие: «Где данное решение полностью внедрено и работает в России? Что именно внедрено и есть ли готовность показать систему в реальных условиях работы на предприятии? Как можно реализовать наши особенности?»

К четвертой категории я отнес бы предприятия, которые не купят иностранный продукт только потому, что он не российский. Исходя из такого видения ситуации на рынке, уже можно оценивать перспективы российских ERP-систем.

Очевидно, что, принимая во внимание несопоставимость рекламных бюджетов западных и отечественных компаний, перспективы их равноправной конкуренции за заказчиков первой и второй категории представляются в краткосрочной перспективе весьма призрачными. Наиболее логичные и уверенные возможности есть у отечественных разработок среди третьей категории предприятий. Дело в том, что в области систем управления хозяйственной деятельностью трудно изобрести что-то принципиально новое: сбыт есть сбыт, бюджетирование есть бюджетирование. Поэтому конкуренция продуктов происходит на уровне деталей реализации конкретной функциональности. Именно на вопросе наибольшего соответствия функциональности предлагаемой ERP-системы необходимым деталям бизнес-процессов делают акцент компании с рациональным подходом. Здесь уже можно говорить о том, что многие российские системы не уступают западным разработкам не по функциональным возможностям, не по используемым технологиям.

Кроме того, в отношении данной категории предприятий для отечественных компаний-разработчиков 2004 год был достаточно показательным. Не секрет, что серьезным аргументом при выборе системы является устойчивость поставщика, его способность развивать свой продукт Никому не хочется инвестировать силы и средства во внедрение одной системы, а через несколько лет оказаться перед необходимостью повторить все с начала. До недавнего времени западные поставщики «били» нас этим козырем: громкое имя являлось для некоторых клиентов гарантией стабильности компании-разработчика. Однако крупные поглощения, слияния и банкротства, произошедшие на корпоративном рынке в последнее время — в том числе, среди ведущих западных производителей ERP-систем, — подчеркнули, что масштабность компании и раскрученность бренда — далеко не критерий ее устойчивости. У всех компаний перспективы в некоторой степени неопределенны. О последней же категории говорить даже и не стоит.

В общем, будущее в руках самих компаний. Фронт работы есть, и большой. Главное — работать. Дорогу осилит идущий.

CNews: Одним из знаковых событий на рынке разработчиков управленческого ПО было решение компании «Парус» заняться продвижением продуктов SAP. Как вы оцениваете данное решение компании? Свидетельствует ли этот факт об осознании собственной слабости российских разработчиков?

Алексей Иванов: Каждое решение — это дело лично каждой компании. Видеть за шагом «Паруса» определенную тенденцию не стоит. Решение одной компании не может свидетельствовать об осознании собственной слабости всех российских разработчиков.

Систему разрабатывают и внедряют люди, и у нас, в России, высококвалифицированные специалисты есть. А воевать не числом, а умением — нам не привыкать.

CNews: Как вы оцениваете планы правительства по созданию технопарков, занятых разработкой ПО? Какие условия необходимы для успеха этого проекта?

Алексей Иванов: Оценивать планы правительства мы не готовы, но радует, что появился интерес и к нашей отрасли.

CNews: Какие вертикальные рынки проявляли наибольший интерес к системам управленческого класса в 2004 году?

Алексей Иванов: Такой интерес мы можем оценить только с позиции наших разработок. Наблюдается активный рост промышленности. В 2004 году мы бы выделили такие отрасли, как добывающая и перерабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение.

CNews: Как, по вашим наблюдениям, изменялось за последнее время соотношение затрат на ПО и «железо» в ИТ-бюджетах отечественных компаний?

Алексей Иванов: Общую тенденцию я бы обозначил как увеличение затрат на программное обеспечение и услуги по внедрению. И в этом процессе есть несколько составляющих. Во-первых, предприятия приходят к пониманию, что развивать ПО внутри собственных ИТ-служб не всегда оправданно, поэтому приобретению специализированного профильного ПО уделяется уже больше внимания. Начинают расставляться приоритеты и с точки зрения лицензионного «софта». Стоит отметить и тот факт, что помимо приобретения ПО сторонних разработчиков, выделяются и достаточно серьезные средства под его внедрение.

Однако, с другой стороны, аппетит приходит во время еды. По мере роста возможностей и степени использования внедренных информационных систем возрастают и требования к производительности серверов, рабочих станций. Без этого эффективность использование ресурсов информационной системы все большим числом пользователей заметно снижается. Соответственно, сейчас наблюдается тенденция, что под вновь возникающие возможности обновляется или расширяется парк вычислительной техники.

CNews: Каков, на ваш взгляд, средний уровень автоматизации отечественной торговли по сравнению с другими отраслями? Какие факторы определяют сегодня развитие этого сектора?

Алексей Иванов: Думаю, торговля автоматизирована не больше и не меньше. Сравнить трудно — слишком разные акценты в автоматизации. Ведь посудите сами, как можно сопоставить 2 разные плоскости, где в одной большее внимание уделяется торговым операциям, а в других — производственному циклу. И потом, у промышленных предприятий есть богатая история развития, есть собственные наработки, а большинство торговых компаний созданы за последние 10 лет. Они в большей мере тяготеют к сторонним разработкам.

Что касается факторов, определяющих развитие автоматизации этого сектора, мы работаем с торговыми сетями и крупнооптовыми компаниями, поэтому выделяемые далее пункты касаются именно этого спектра предприятий.

Крупные торговые компании, как правило, имеют сильную территориальную распределенность, и оперативность владения информацией, обновления данных одновременно по всем подразделениям играют одну из решающих ролей в их маркетинговой политике. Следовательно, поддержка территориально распределенных структур, надежность репликации в рамках системы без существенного повышения требований к специалистам и каналам связи на местах начинает приобретать все большее значение.

Один из видимых факторов — поддержание имиджа компании, бренда за счет единообразного уровня обслуживания и строгого соответствия установленным стандартам во всех подразделениях компании. Этому также может помочь ERP-система.

И, конечно, очевидным для данной отрасли является вопрос оперативного управления запасами. Для торгового предприятия оптимизация ассортимента и остатков, «выстраивание» логистической цепочки «производитель — продавец — клиент» — прямой путь к повышению конкурентоспособности.

Именно возможности системы предоставить решение этих трех задач уделяется особое внимание.

CNews: Какие из своих проектов, реализованных в 2004 году, вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Алексей Иванов: Каждый проект в области корпоративных клиентов интересен по определению. Думаю, что стоит отметить проект по внедрению Системы Alfa на Сибирском химическом комбинате. ФГУП СХК был создан как единый комплекс ядерного технологического цикла с основной задачей — создание компонентов ядерного оружия. Комбинат имеет сложную, территориально распределенную структуру, основу составляют пять главных заводов и ТЭЦ, а также целый ряд вспомогательных подразделений. На предприятиях комбината работают около 15 тысяч человек. Спектр проектных задач весьма интересен как за счет особенностей бизнес-процессов, удаленности подразделений, количества учитываемых активов комбината, так и с технологической точки зрения.

Хотелось бы остановиться на внедрении отдельного блока Системы Alfa по учету труда и расчету заработной платы (Alfa-Salary) на ОАО «Сильвинит» — крупнейшем российском горнопромышленном комплексе по добыче и производству калийных удобрений. Предприятие разрабатывает единственное в России (второе в мире) Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. С 2002 года на предприятии функционирует Система Alfa, обеспечивая управление снабжением, складами, продажами, бухгалтерский и управленческий учет, бюджетирование. В 2004 году было принято решение о переводе расчета заработной платы с собственных разработок на Alfa-Salary. Возможности технологической платформы Alfa ESP позволили провести внедрение практически «незаметно» для предприятия, обеспечив интеграцию со старыми учетными данными. В настоящее время расчет заработной платы осуществляется в 18 территориально распределенных структурных подразделениях, подготавливается вся необходимая налоговая отчетность. Примененная технология внедрения менее чем за год обеспечила «мягкий» переход на Alfa-Salary. Кроме технологических особенностей данный проект интересен своей методической частью — его рамках была проведена серьезная работа по систематизации и упорядочиванию модели оплаты труда крупного многопрофильного предприятия. Внедренный же модуль и разработанные регламенты эксплуатации закрепили эти наработки «на практике».

Что же касается сектора среднего бизнеса, для нас наиболее важным стал переход нескольких наших клиентов на Систему Alfa версии 4.0.

CNews: В каком направлении вы планируете осуществлять дальнейшее развитие ваших решений?

Алексей Иванов: В 2004 году мы выпустили новые решения: Alfa-Equipment — управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, Alfa-eOffice — сервис поддержки электронного документооборота, Alfa-Sales&Distribution — управление отгрузкой и сбытом продукции. Соответственно, в 2005 году будем развивать их далее, и планируем осуществить ряд внедрений у наших клиентов. Рассматривается вопрос развития блока по управлению производством Alfa-Manufacturing.

CNews: Какие бизнес-цели ставит ваша компания на 2005 год?

Алексей Иванов: Принципы работы нашей компании на корпоративном рынке остаются неизменными — это проведение проектов «под ключ», начиная с консалтинговых работ и заканчивая сдачей системы в промышленную эксплуатацию. Мы продолжаем поддерживать сложившуюся практику проведения проектов совместно с заказчиком. Поэтому в 2005 году для нас самое важное — качественно выполнять уже взятые на себя обязательства. Также стартуют еще несколько проектов такого уровня.

Для обеспечения потребностей автоматизации среднего бизнеса в 2004 году был подготовлен вариант поставки — Система Alfa Express Edition, предназначенный для динамично развивающихся компаний. Работы по внедрению у таких клиентов мы планируем вести через наших партнеров, увеличения числа которых ожидаем в 2005 году. Для вывода Alfa Express на рынок запланирован ряд рекламных акций и PR-мероприятий.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS