Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Огнян Андреев: Говорить о поступательном увеличении ИТ-бюджетов отечественной транспортной отрасли преждевременно

Огнян Андреев

На вопросы CNews отвечает Огнян Андреев, генеральный директор компании «СТМ».

CNews: Какие ключевые тенденции определяли, на ваш взгляд, развитие российского рынка системной интеграции в 2005 году?

Огнян Андреев: Характерной особенностью российского рынка системной интеграции, все более отчетливо проявляющейся в последнее время, является изменение требований предприятий-заказчиков. Если раньше интеграторы привлекались только для решения технических проблем, то сейчас круг задач принципиально меняется, поскольку во главу угла ставятся стратегические цели заказчика.

Сегодня на различных предприятиях автоматизируются как основные, так и вспомогательные производственные процессы — и степень автоматизации напрямую сказывается на эффективности работы всего предприятия. Информационная инфраструктура, как правило, не создается в одночасье, а проходит последовательный и длительный путь развития параллельно развитию бизнеса. По мере возникновения новых потребностей предприятием приобретаются различные информационные системы для обеспечения отдельных сторон деятельности. Зачастую они созданы разными разработчиками, функционируют на различных аппаратных и программных платформах. Разные системы подчас работают с одной и той же информацией. Например, с финансовой информацией в той или иной степени работают бухгалтерия, плановый отдел, отдел реализации, отдел логистики, отдел кадров и т.д., и каждый при этом пользуется собственной системой.

Поддержание в непротиворечивом состоянии даже двух источников данных представляет непростую задачу, а когда число систем возрастает, проблема становится особенно серьезной. Решением подобных задач и занимаются  компании-интеграторы. Связывание разных, разработанных независимо друг от друга приложений в одно целое требует от интегратора тщательного исследования областей деятельности заказчика, его внешнего окружения и внутреннего потенциала. Важно правильно поставить задачу, обеспечивающую достижение стратегических целей заказчика, создать проект реализации этой задачи и выполнить его.

Тенденции таковы, что развитие рынка системной интеграции сопровождается выстраиванием долгосрочных отношений компаний-интеграторов с предприятиями-заказчиками и усложнением интеграционных проектов. Компании-интеграторы превращаются из простых исполнителей заданий в полноправных партнеров, заинтересованных в повышении эффективности рыночной деятельности заказчика.

CNews: Как бы вы оценили динамику информатизации отечественной транспортной отрасли? Можно ли говорить о поступательном увеличении здесь ИТ-бюджетов?

Огнян Андреев: Нужно признать, что в России на данный момент развитие технологической связи и информационно-управляющих систем транспортного комплекса находится на достаточно низком уровне. Эта проблема требует серьезной проработки и безотлагательного решения.

В российском транспортном хозяйстве сегодня применяется целый ряд отраслевых информационных систем, работающих независимо друг от друга. К наиболее развитым можно отнести информационные и телекоммуникационные комплексы ОАО «Российские железные дороги». Ведутся работы в области формирования корпоративной информационной системы «Росавтодора». Решаются вопросы информационной поддержки авиационных, морских и речных перевозок. В то же время комплексная информатизация отрасли, предусмотренная федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России с 2002 по 2010 год», практически еще не началась.

Для решения основной задачи — формирования интегрированной транспортной сети страны — необходимо создание единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие всех участников транспортного рынка, включая владельцев, отправителей и получателей грузов. Следует отметить роль Минтранса в решении данной задачи. Минтранс должен стать заказчиком разработки концепции информационного обеспечения перевозок. Появление такой концепции позволит сформировать техническое задание и выпустить проект, регламентирующий технологию электронного сопровождения грузов. В дальнейшем с учетом информационных потоков будут определены требования к программным и аппаратным средствам и разработаны тиражируемые решения.

Однако следует учитывать, что появлению столь масштабной системы должно предшествовать установление не только единых правил и форматов обмена электронной информацией, но и разработка пока не существующих документов (например, единой транспортной накладной и электронного логистического паспорта). Поэтому говорить о динамике информатизации отечественной транспортной отрасли, а, следовательно, и о поступательном увеличении ИТ-бюджетов преждевременно.

CNews: Как бы вы охарактеризовали структуру затрат на ИТ в сфере железнодорожных перевозок? Какие задачи по автоматизации стоят сегодня перед транспортниками наиболее остро, из вашей практики?

Огнян Андреев: На долю железнодорожного транспорта приходится более 80% отечественного грузооборота. Для обеспечения перевозки грузов и оформления сопутствующих документов на железнодорожном транспорте используются технологии, по своей сложности зачастую превосходящие любое материальное производство.

Известно, что за последние пять лет на железнодорожном транспорте отмечался устойчивый рост объемов перевозок, несмотря на постоянное сокращение парка грузовых вагонов. Такой эффект стал возможен исключительно благодаря оптимизации грузопотоков, которая, в свою очередь, была бы немыслима без широкого внедрения новых информационных технологий.

В силу непрерывной динамики перевозочного процесса, значительных расстояний, широчайшей номенклатуры грузов и типов используемого подвижного состава, а также большого количества нормативных документов, регулирующих перевозочный процесс, рациональная и эффективная организация грузопотоков представляет собой задачу, которая стоит сегодня перед транспортниками наиболее остро.

Решения данных задач по автоматизации и определяют структуру затрат на ИТ в сфере железнодорожных перевозок. Поэтому нас ожидает непочатый край ИТ-усовершенствований процесса грузоперевозок: информационная интеграция на транспорте с целью обеспечения глобального трансевразийского мониторинга движения грузов, развитие сети высокоскоростных платных транспортных магистралей с дистанционными формами контроля, повсеместное совершенствование внутреннего и внешнего документооборота, внедрение электронных форм контрактов, создание виртуальных транспортно-экспедиторских центров, борьба с простоями транспорта на границе и пр.

CNews: В чем вы видите специфику проектов в таможне? С какими основными сложностями здесь сталкивается поставщик ИТ-решения?

Огнян Андреев: Я бы сказал, что существует специфика деятельности таможенной службы, которая и определяет требования к разработке и внедрению ИТ-проектов в таможне. Эта специфика заключается в совмещении контрольной и фискальной функций. С одной стороны, перед таможней стоят задачи пополнения бюджета, с другой — упрощение, ускорение таможенных процедур. Еще одним фактором, отражающим специфику деятельности таможенной службы, является динамичное изменение нормативной и законодательной базы. Деятельность таможенной службы неразрывно связана с деятельностью налоговой службы, банков и правоохранительных органов.

Все вышеперечисленное накладывает следующие требования к системе. Во-первых, системы должны быть гибкими, чтобы подстраиваться под таможенное законодательство. Во-вторых, они должны отражать региональные требования и специфику работы с определенными грузами. И в-третьих, таможенные системы должны совмещаться с банковскими, налоговыми и правоохранительными системами.

Основными сложностями, с которыми сталкивается поставщик ИТ-решения, являются недостаток финансирования, отсутствие надежных и высокоскоростных каналов связи. А также очень остро стоит также кадровый вопрос таможенной службы.

CNews: Насколько устойчива, на ваш взгляд, лояльность российской таможни в отношении отечественных программных продуктов? Каковы перспективы в этом секторе западных решений?

Огнян Андреев: Лояльность российской таможни в отношении отечественных программных продуктов основана, прежде всего, на вышеописанной специфике таможенной службы.

При вступлении России в ВТО необходим опыт реализации тех или иных задач западными разработчиками программного обеспечения, и они, бесспорно, будут учитываться, но применяться будут все-таки отечественные решения. Поэтому сложно говорить о перспективах здесь западных решений.

CNews: Какие из своих проектов, реализованных в 2005 году, вы могли бы выделить как наиболее интересные?

Огнян Андреев: На основании подписанной руководителями Октябрьской, Латвийской и Эстонской железных дорог «Совместной технологии подготовки документов для таможенного оформления грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом через пограничные переходы» компанией СТМ разработана и внедрена система обмена информацией в электронном виде между ОАО «РЖД» и ФТС РФ. В 2005 году завершился этап ее экспериментального внедрения. Теперь эта технология успешно работает на железнодорожных пограничных переходах с Латвией и Эстонией. Появились нормативные документы.

Теперь операторы на пограничных переходах до прибытия груза на пограничную станцию получают все необходимые документы в электронном виде, проверяют их и передают на таможенный пост. Это позволяет оформить все документы за несколько часов, а иногда и суток до прибытия груза на границу.

Еще одним удачным проектом 2005 года считаю выход на рынок программного обеспечения для КПК (Pocket PC). Компания СТМ первой разработала версии своих настольных информационно-справочных систем Rail-Инфо и ВЭД-Инфо для КПК. По своим функциональным возможностям версии для КПК не уступают настольным версиям и дают возможность пользователю, где бы он ни находился, осуществлять быстрый поиск нормативных документов ФТС РФ, Минтранса РФ, ОАО «РЖД».

В 2005 году компания СТМ участвовала в эксперименте, объявленном ФТС РФ и Администрацией Иркутской области, по применению электронной системы учета лесоматериалов, который проводится в Иркутской таможне. В основе данной системы лежит маркировка каждого бревна посредством жесткой пластиковой бирки. Бирка содержит штрих-код и идентичный ему цифровой код. Информация, содержащаяся в штрих-коде, считывается сканером и преобразуется в электронный формат системы учета товаров, совместимый с программным обеспечением таможенных органов — электронной складской системой учета поступления и отгрузки лесоматериалов, разработанной компанией СТМ. Это позволяет не только осуществлять достоверный учет вывозимой лесопродукции, но и дает возможность контролировать остатки лесопродукции в местах отгрузки.

Основными результатами эксперимента являются: сокращение мест таможенного контроля для упрощения системы, улучшение взаимодействия с налоговыми органами, отсечение «серых» экспортеров и, как следствие, рост поступлений в бюджет.

CNews: Какие бизнес-цели вы ставите в 2006 году? Планируете ли вы диверсификацию своего предложения в области ПО в ближайшее время?

Огнян Андреев: Основными целями компании в 2006 году являются: увеличение доходов компании не менее чем на 25%, укрепление устойчивого положения на рынках программного обеспечения для внешнеэкономической деятельности и железнодорожных перевозок посредством использования своих конкурентных преимуществ.

В этом году мы планируем диверсификацию своего предложения в области ПО как со стороны использования новейших интернет-технологий и систем коммуникации, разработки и адаптации программ для работы на новых аппаратных средствах и так с выпуском новых программных продуктов для участников ВЭД, экспедиторов и перевозчиков. Но об этом в следующем интервью.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS