Обзор подготовлен

версия для печати
ИТ-аутсорсинг будет дешеветь

ИТ-аутсорсинг будет дешеветь

По оценкам аналитиков Gartner, в 2009-2010 гг. цены на ИТ-аутсорсинг упадут от 5% до 20%. Снижение стоимости услуг внешних ИТ-подрядчиков считают неизбежным последствием неблагоприятного экономического климата и сокращения ИТ-бюджетов. Одновременно на этом рынке предвидят географический передел.

В Gartner прогнозируют снижение стоимости ИТ-аутсорсинга в ближайшие 2 года из-за усиления конкуренции на рынке ИТ-услуг в целом: в погоню за ростом прибыли устремляются как традиционные, как и новые поставщики услуг. Кроме того, снижение расходов на ИТ будет, по их предположениям, основным фактором, влияющим на сокращение объемов аутсорсинговых контрактов по поддержке ИТ-инфраструктуры в 2009-2010 гг.

«Несмотря на относительно сильные позиции аутсорсинга во время кризиса, многие клиенты сообщают о напряженных переговорах со своими вендорами и пересмотре сроков и условий соглашений об уровне обслуживания (SLA), по оплате, объемам и более дешевым офшорным вариантам доставки ИТ-услуг, - говорит Клаудио Да Ролд, вице-президент и заслуженный аналитик Gartner. – Все эти факторы рассматриваются для того, чтобы достичь устраивающих клиента уступок и сократить стоимость оказания услуг в каждом конкретном случае».

Возможное среднее снижение цен на ИТ-аутсорсинг, 2009-2010 гг., Северная Америка

Услуги по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры Снижение средних цен
Услуги по аутсорсингу ЦОД от 5% до 15%
Услуги по поддержке ПК, поддержке пользователей от 5% до 10%
Обслуживание сети от 10% до 15%
Услуги хостинга приложений от 10% до 20%

Источник: Gartner, 2009

Чтобы оценить возможные масштабы падения стоимости услуг по ИТ-аутсорсингу, специалисты Gartner взяли за основу аналогичные показатели предыдущей рецессии (2001-2003 гг., после краха дот-комов), а также текущие отраслевые тренды и соотношение цен и издержек.

Рынок сыграет на понижение

По словам Да Ролда, это не просто "снижение цен по прайс-листу", а среднее уменьшение стоимости аутсорсинговых контрактов, которое может отразиться и на новых сделках, и, хотя бы частично, на изменении условий уже заключенных соглашений. "Важно помнить, что снижение цен будет очень отличаться в разных странах, на разных вертикальных рынках и у клиентов, отличающихся масштабами бизнеса, а также в зависимости от особых условий соглашения, - отмечает аналитик. – Поставщики услуг сообщают не о повсеместном снижении цен, а, скорее, об индивидуальном подходе к каждой конкретной ситуации с клиентом".

Эксперты Gartner советуют и поставщикам, и заказчикам ИТ-услуг избегать крайностей в вопросах изменения цен: чрезмерно низкие цены не способствуют укреплению позиций поставщика, а также качеству оказания услуг и позитивным взаимоотношениям. С другой стороны, если поставщик услуг не пойдет навстречу заказчику и не пересмотрит условия соглашения, в условиях экономической неопределенности это может не лучшим образом отразиться на жизнеспособности клиента. "В особенно тяжелые времена существует лишь взаимовыгодный баланс: а если одна сторона проигрывает, проигрывает и другая", - предостерегают аналитики.

Индия вынуждена демпинговать

В Gartner отмечают, что достаточно агрессивно вынуждены сейчас снижать цены на свои услуги, в частности, индийские ИТ-аутсорсеры. Теракт в Мумбаи, обесценивание рупии, продолжающееся сокращение зарплат и необходимость бороться за выживание вынуждают страну, традиционно лидирующую на рынке ИТ-аутсорсинга, идти на подобные меры. К тому же ее имидж как ключевого поставщика ИТ-сервисов был подорван громким скандалом с аутсорсинговой компанией Satyam. От сотрудничества с этим крупнейшим индийским поставщиком ПО официально отказался Всемирный банк, сославшись на недостаточную выгоду для себя подобного сотрудничества.

По данным The Financial Times со ссылкой на Fox News, в период с 2003 по 2008 год Всемирный банк перечислил Satyam сотни миллионов долларов за разработку ПО. Банк обнаружил нарушения условий контрактов со стороны Satyam давно, но по непонятным причинам индийская компания продолжала управлять его компьютерной сетью вплоть до начала октября 2008 года. Первые сообщения о прекращении сотрудничества Всемирного банка с Satyam Computer Services появились в середине октября. Тогда журналистам Fox News стало известно, что хакеры неоднократно взламывали серверы Всемирного банка. Один из этих взломов шел через сеть Satyam Computer Services. Правда, представители Всемирного банка назвали данные о взломе своих серверов дезинформацией, но все же признали, что периодически их сеть подвергается атакам. Причастность Satyam Computer Services к этим атакам представители Всемирного банка отрицают.

Председатель Национальной ассоциации сервисных компаний (National Association of Software Services Companies), представляющей интересы индийской индустрии аутсорсинга, Сом Митталь (Som Mittal) заявил, что прецеденты, подобные произошедшему с Satyam, настолько редки, что он даже не может привести аналогичный пример. Для Индии ИТ-аутсорсинг является одним из основных драйверов экспорта, оборот отрасли составляет около 40 млрд долл. в год. Поэтому для индустрии так принципиальна репутация индийских ИТ-компаний в мировых кругах и способность соответствовать стандартам корпоративного управления и безопасности данных с тем, чтобы их услуги продолжали привлекать клиентов из списка Fortune 500, мировые правительства и крупные международные организации (наподобие того же Всемирного банка).

Американцы возвращают аутсорсинг в США

Экономические и геополитические риски вынуждают американские технологические компании возвращать заказы на аутсорсинг в свою страну и отказываться от услуг индийских и китайских программистов. В рамках исследования, проведенного консалтинговой компанией BDO Seidman, было 100 финансовых директоров крупнейших американских технологических компаний. В результате установлено, что 62% из них пользуются услугами аутсорсинга. При этом 22% ответили, что в 2009 г. планируют пользоваться услугами аутсорсеров из США, 16% намерены прибегнуть к услугам китайских компаний, а 14% — индийских. 19% отметили, что не заинтересованы дополнительно в аутсорсинге.

42% директоров указало, что международные операции их компаний сосредоточены за пределами США, в минувшем году таковых было больше — 79%. Около трети отметили, что основной сдерживающий фактор для роста на международных рынках в настоящий момент это неуверенность в стабильности политического и делового климата. 21% опасается валютных рисков, 14% — возможных нарушений прав интеллектуальной собственности, 10% выразили неудовлетворенность профессиональной подготовкой сотрудников зарубежных компаний.

Сдерживающие факторы для роста вендоров США на международных рынках ИТ-аутсорсинга

Источник: BDO Seidman, 2009

"В прошлом году аутсорсинговый пузырь оказался чрезвычайно раздут, но уже в 2009 г. мы увидим сокращение этого рынка, поскольку многие компании озабочены снижением издержек, — прокомментировал результаты исследования партнер BDO Seidman Дуглас Сиротта (Douglas Sirotta). - Для большинства из них США стали наиболее жизнеспособной средой". В итоге в 2009 г. многие технологические компании, вероятно, покинут  традиционные аутсорсинговые рынки, чему способствуют и негативные события последних месяцев. Так, Индия теряет привлекательность из-за скандала с аутсорсинговой компанией Satyam и террактов в Мумбаи. Рост издержек при работе с компаниями из Китая также снижает выгоды аутосорсинга на Дальнем Востоке.

Самые популярные страны аутсорсинга для ИТ-компаний США (% от всех заказов)

Источник: BDO Seidman, 2009

Тем не менее, на данный момент, по данным BDO Seidman, Индия остается самой популярной страной аутсорсинга для компаний из США, на ее долю приходится 50% всех заказов. Затем следуют Юго-Восточная Азия, включая Филиппины — доля региона снизилась с 50% до 31%. Также упала доля Китая — 19% против 48% в 2008 г. Доля Восточной Европы составила 19%. Наиболее распространенной формой аутсорсинга является размещение производственных площадок за рубежом, затем следуют ИТ-сервисы и разработка софта, исследования и научные разработки, дистрибуция и call-центры.

Надежда Генина, Анастасия Симакина

Денис Калинин
IBS DataFort

Денис Калинин:

Произошедшая девальвация рубля фактически привела к удешевлению услуг

На вопросы CNews отвечает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort.

CNews: Как в целом может измениться, по вашим предположениям, ситуация на рынке ИТ-аутсорсинга? Стоит ли рассчитывать на удешевление услуг, о чем столько говорили в 4 кв. 2008 г.?

Денис Калинин: Услуги ИТ-аутсорсинга уже подешевели, так как свои рублевые цены никто не изменял. Произошедшая девальвация рубля фактически привела к удешевлению услуг. Мы ожидаем возможности дальнейшего удешевления услуг только в том случае, если и рынок труда в сфере ИТ начнет дешеветь. В данный момент мы этих тенденций в тех специальностях, которые используются для ИТ-аутсорсинга, не наблюдаем

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS