Обзор подготовлен

версия для печати
Сергей Вихров

Сергей Вихров:

Пока нет критической массы людей, которые знают, как надо эксплуатировать интеграционные шины

Генеральный директор компании Universal Kube Сергей Вихров намерен предложить накопленный опыт рынку банковской информатизации. По его мнению, сегодня в дефиците экспертиза в эксплуатации интеграционных решений, отчетности и качественно локализованные АБС

CNews: Как вы оцениваете динамику банковской информатизации в 2011 году?

Сергей Вихров: Бизнес не может стоять, он должен развиваться, и люди готовы инвестировать. Не нужно ждать, нужно деньги зарабатывать. Объемы финансовой информатизации не стали меньше, просто требования к ним стали жестче. И здесь все чаще ИТ выступает в роли инструмента для повышения конкурентоспособности банка или финансовой компании.

Судя по тем проектам, которые мы выполняем и которые мы обсуждаем, однозначно, рынок оживился. Мне сложно сказать, является это следствием восстановления экономики или это реализация отложенного спроса.

CNews: В банковском секторе усилился процесс слияний и поглощений. Как это отразилось на секторе интеграции?

Сергей Вихров: За предыдущие годы, когда процесс слияний и поглощений в банковской отрасли был более активным, многие научились решать проблемы технологического объединения банков. Сейчас точно растет число контрактов по сопровождению интеграционных процессов и точно растет число контрактов по интеграции в банковской сфере, где ИТ выступает одним из механизмов конкуренции.

CNews: Компания Universal Kube зарегистрирована в 2010 году, но уже входит в ТОП-50 поставщиков ИТ для банков. За счет каких конкурентных преимуществ вы сегодня развиваетесь на плотном рынке банковской информатизации?

Сергей Вихров: Костяк компании составляют люди, которые строили ИТ-инфраструктуру "Бинбанка", отлаживали эксплуатационные процессы его систем. С 2005 года накапливался наш опыт управления проектами, в которых мы часто работали вместе с командами ведущих российских и зарубежных ИТ-компаний. Сейчас в банке реализован очень сложный интеграционный проект, охватывающий многие десятки систем при большом объеме информационных потоков. Я бы сказал, что уровень сложности такого проекта выше, чем во многих крупных банках.

В "Бинбанка" родилась наша экспертиза по развитию и эксплуатации интеграционного решения, которая сегодня определенно дает нашей компании конкурентные преимущества на рынке. Мы не только можем построить интеграционную шину, но и умеем ее эксплуатировать. За 6 лет работы с решением мы создали систему мониторинга бизнес-операций и внедрили ее в "Бинбанка". После этого стартовали пилотные проекты и в других организациях. Многие поставщики решений для банковской интеграции только сейчас осознают, насколько критичен контроль интеграционных процессов, которые крайне сложны и выходят на первое место при создании централизованного банкинга, когда задействовано множество каналов клиентского обслуживания.

CNews: Интеграционные проекты требуют больше средств, чем установка монолитного решения, и поэтому банкам тяжелее на них решиться. Как развивается этот сектор?

Сергей Вихров: Почти у всех есть интеграционные проекты, потому что не существует одного решения, которое покрывает все нужды банка. В некоторых организациях это не десяток, а сотни, тысячи систем. При таком большом количестве модулей вопрос выбора способа их взаимодействия – это вопрос выживания. Многие для объединения систем выбирают интеграционные шины как парадигму объединения систем.

Все большее число проектов по интеграции, использующих шины, переходит из категории пилотных в категорию рабочих – они становятся более значимыми. Интеграционные проекты усложняются, и для банков вопрос надежности решения по интеграции все более актуален. Уже проявилась и следующая проблема – набрать экспертизу по эксплуатации. Когда в организации начинается эксплуатация интеграционного решения, это перестраивает работу корпоративных ИТ-подразделений.

Процесс интеграции сводится не к тому, что с чем интегрировать, а к вопросу, как интегрировать так, чтобы это было целесообразно, использовалось в будущем и еще эксплуатировалось с минимумом проблем. Пока на рынке интеграции нет критической массы людей, которые понимают, как надо эксплуатировать интеграционные шины. Зато есть растущий пул ошибок и проблем.

Люди бизнеса не сильно разбираются в ИТ, в общем-то им это и не нужно, и им зачастую вообще не понятно, зачем нужна интеграция, почему на нее уходит 3–4 месяца, почему она стоит денег и почему нельзя просто сделать все сразу, раз уж мы внедряем какую-то систему. Для ИТ-специалистов смысл интеграции очевиден. Приложения одной платформы получают возможность использовать сервисы другой. Это позволяет снова задействовать уже готовый функционал. С ростом числа повторно используемых сервисов значительно ускоряется разработка и сокращаются расходы на ИТ.

CNews: То есть от вопроса "Зачем это нужно?" рынок перешел к вопросу "Как сделать лучше?"

Сергей Вихров: Да. Но для любого человека понятна вещь, которую можно пощупать, а интеграцию сразу ощутить невозможно. Она видна только на завершающем этапе. Когда интеграция настроена и быстро работает, то уже принципиальна не только работа функционала АБС – принципиально, чтобы работало все интеграционное решение, весь бизнес-процесс от начала до конца.

Для примера, мониторинг транзакций, бизнес-операций позволяет понимать, почему платежное поручение из одной системы не передается в другую, если это происходит. Виден не момент проблемы, а ее начало, когда копится очередь непереданных данных. Нельзя допускать ситуацию, когда данные не передаются в течение нескольких часов, потому что помимо перерыва в сервисе еще потребуется время на ликвидацию «затора». Почти в каждом банке есть системы мониторинга ИТ-инфраструктуры, либо ее отдельных элементов, но зачастую эти системы не охватывают интеграционные шины.

CNews: У вас есть другие направления развития?

Сергей Вихров: Да, формирование банковской отчетности, которая всегда была критична для банков. Это важная и сложная область автоматизации с определенными требованиями к содержанию, формату, скорости формирования. Есть онлайн отчетность, которая может собираться напрямую из операционных банковских систем – она формируется по одним правилам с использованием соответствующих технологических решений. Развернутая отчетность строится на основе более широкого спектра данных и, как правило, формируется из хранилища, где данные накапливаются и чистятся. Технологически это не простая задача. Думаю, если в банке автоматизировано 60% формируемых отчетов, это уже хорошо, но это не так уж и много.

Автоматизация бизнес-процесса получения отчетности сложна. Требуется перестраивать и регламентировать работу многих подразделений, и не факт, что внедряемый бизнес- процесс эффективен. Те, кто сталкивается с этой задачей, быстро понимают, что ИТ-проекты по отчетности, как правило, тяжелее, чем по другим направлениям. Хотя зачастую к ним сначала относятся как к легким и не уделяют достаточного внимания. А у нас в этой области действительно большой многолетний опыт.

Еще у нас есть компетенции и готовые решения в области информационной безопасности. В России не так много компаний, которые делают такие интересные решения в этой сфере для финансового сектора. Это узконаправленный сегмент, и мы видим здесь для себя не только возможности конкуренции, но и перспективы сотрудничества с другими игроками рынка в различных проектах.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Сергей Вихров

CNews: Если вернуться к теме банковской отчетности, разве рынок не заполонен уже этими решениями?

Сергей Вихров: С точки зрения заказчика очень сложно найти решение, которое бы его полностью устраивало, и не хотелось бы что-то переделать. А доработки требуют большого количества квалифицированных людей. Важно наличие экспертизы в области подготовки данных, построения отчетности, построения бизнес-процесса, опыта эксплуатации решений по формированию отчетности. Отчетности не будет, если все это отсутствует. Бывает, отчетность вроде написана, но использовать ее невозможно, не выстроив процесс ее формирования. Посмотрите, вроде бы методология кадрового учета, расчета заработной платы давно и подробно написана. Но почти каждая компания имеет либо собственного разработчика, либо контракт с компанией, которая дорабатывает и сопровождает систему кадрового учета и расчета зарплаты. С отчетностью ситуация еще хуже – здесь много проблем и парадоксов.

Приведу такой пример: при эксплуатации системы наступает момент, когда от нее требуется максимальная скорость выполнения операций по начислению процентов и проведению платежей. Как правило, в этот же момент возникает большая потребность в формировании отчетности. И две эти функции одновременно система уже не в состоянии выполнить при текущей нагрузке. Именно поэтому часто система отчетности строится в стороне от операционных систем.

CNews: Крупные ИТ-компании, специализирующиеся на банковской информатизации, обычно не просто продвигают свои продукты, но сотрудничают с известными международными поставщиками. У вас есть такой партнер?

Сергей Вихров: Да, есть. Для небольшой компании, а у нас работает около 150 человек, удержать технологическое лидерство без глобального партнера невозможно. Мы неожиданно нашли общий язык с индийской компанией Tata Consultancy Services (TCS). Ее флагманская платформа для банков и финансовых учреждений – АБС BaNCS. Компания входит в топ первых шести консалтеров финансового сектора, в ее штате около 200 тысяч сотрудников. Мы многое перенимаем у них – как правильно вести большие проекты, как ими управлять, тесно взаимодействуем при решении технологических вопросов.

CNews: Продукты этой компании уже используются на российском рынке?

Сергей Вихров: Мы не так давно начали сотрудничать с ними и являемся единственным партнером TCS в России и СНГ. В 2008 году мы локализовали их банковскую систему для российского рынка, а в 2009-м она начала работать в одном из филиалов "БИНБАНКа". Сейчас BaNCS работает уже в нескольких филиалах и в ней успешно ведутся продукты универсального банка. Думаю, мы грамотно сделали локализацию, используя накопившийся опыт в российском ИТ-сообществе при выполнении похожих проектов.

В АБС BaNCS реализована вся продуктовая линейка универсального банка, включая депозиты, кредиты, платежи, кассу – то, что необходимо для ведения операций по российским законам. Главная книга к ней создана на базе российского продукта. Есть система отчетности. Мы получили быстродействующее решение от одного из ведущих мировых вендоров. Система сделана весьма рационально, это то же самое ядро, которое используется в банках Китая, Индии и Европы, где в системе ведутся сотни миллионов счетов.

По нашей оценке, сегодня в России 40–60 банков находятся в стадии выбора АБС, и мы готовы к этому.

CNews: С 2009 года проект так и остался единичным?

Сергей Вихров: Мы пока не представляли готовое решение. В 2009 году система была введена в эксплуатацию, потом год проявлялись проблемы, далее шло тиражирование, и только сейчас нам есть, что предъявить рынку – мы проводим демонстрации, участвуем в тендерах.

CNews: Вы можете предсказать бурное развитие какого-либо направления банковской информатизации?

Сергей Вихров: Думаю, будет актуальна тема аутсорсинга. Не потому что кто-то хочет или не хочет, просто деваться будет некуда. Количество молодых, умных людей, готовых тратить свою энергию на то, чтобы изучать ИТ, не так велико. Сейчас существует много возможностей заработать деньги более легким способом, чем в ИТ. Поэтому ожидать, что все выпускники останутся работать по приобретенной специальности, не приходится. А из тех, кто остается, часть осмысленно стремится работать в ИТ-компаниях, а не в банках, потому, что это позволяет им получить более широкие технологические знания и быть более конкурентными на рынке труда. Наша молодежь рвется на большие и амбициозные проекты. Это одна из причин, почему тема аутсорсинга становится все более актуальной.

CNews: Тем не менее вопрос рентабельности в аутсорсинге наверное еще долго будет оставаться открытым.

Сергей Вихров: Для банков, я думаю, вопрос звучит несколько иначе. Решения все усложняются, качественно эксплуатировать их умеют очень немногие. Найти высококвалифицированного специалиста и «привязать» его к себе на несколько лет крайне сложно. Зарплата ключевых сотрудников в ИТ-компаниях выше, чем в банках. Менее квалифицированные сотрудники, как правило, наоборот, в банках получают больше, чем в ИТ-компаниях. Поэтому вопрос аутсорсинга для банков, как мне кажется - это больше вопрос надежности эксплуатации систем и вопрос соблюдения адекватного уровня информационной безопасности.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS