Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок SaaS учитывает локальную специфику

Рынок SaaS учитывает локальную специфику

Наиболее зрелые коммерческие предложения сегмента SaaS сегодня связаны с корпоративной электронной почтой и системами автоматизации бизнеса (CRM, ERP). Если в отношении электронной почты российский рынок SaaS в целом мало отличается от глобального, то в области автоматизации бизнеса наблюдается больше местного своеобразия.

Решения класса SaaS (Software as a Service – “ПО как услуга”) – наиболее старая разновидность облачных услуг, появившаяся существенно раньше, чем сам термин “облачные вычисления”. Из всех облачных решений только SaaS-приложения непосредственно доступны конечному пользователю, и этим они принципиально отличаются от решений класса IaaS и PaaS, которые направлены не на пользователей, а на разработчиков и владельцев ИТ-систем.

Несмотря на то что существует целый класс приложений, который всеми без колебаний причисляется к SaaS (например, онлайновые CRM-системы, онлайн-версии офисного ПО и др.), однозначного определения SaaS не существует. Трудно сказать, где пролегает тот рубеж, который отделяет динамический веб-сайт от полноценного SaaS-приложения, если такой рубеж вообще существует.

В данном обзоре мы будем следовать той точке зрения, согласно которой к SaaS могут быть отнесены веб-приложения, которые имеют функциональные аналоги среди традиционного ПО, требующего запуска на локальных компьютерах. Подобный подход несовершенен: очевидно, что в будущем будет появляться все больше функционально насыщенных изначально онлайновых систем, не имеющих аналогов в традиционном ПО, и дефиниция SaaS будет подвергаться корректировке. Например, отечественное SaaS-решение SeoPult является альтернативой не настольному ПО с аналогичной функциональностью, а коммерческим услугам от специалистов, занимающихся поисковой оптимизацией веб-сайтов.

Большинство современных SaaS-решений можно противопоставить традиционным аналогам

Традиционное ПО Облачное ПО
MS Outlook Gmail, Office 365
Dynamics CRM/Oracle CRM Salesforce.com
«1C» «Эльба», «Мое дело», «Мой склад»
MS Project «Мегаплан», Basecamp
Microsoft Office Google Apps, Office 365

Источник: CNews Analytics, 2011

Электронная почта и коммуникации

Электронная почта – один из старейших видов SaaS-приложений. Несмотря на то что за последние десять лет каких-либо революционных изменений в этой области не произошло, SaaS-решения для электронной почты стали вполне привлекательными с точки зрения корпоративных пользователей относительно недавно. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, рост скорости интернет-подключений сгладил различия между внутренними и внешними почтовыми системами с точки зрения их удобства и скорости работы. Во-вторых, сами поставщики начали относиться к рынку SaaS серьезно: в последние годы они стали предлагать привлекательные решения для бизнеса, а не только для частных пользователей (так, сервис для частных пользователей Gmail появился на два года раньше, чем корпоративное предложение Google Apps). В-третьих, SaaS-решения для электронной почты теперь стали интегрировать с другими дополнительными сервисами, предоставляемыми по модели SaaS (Microsoft Office 365, Google Apps), в результате чего онлайновые решения не только не уступают традиционным, но и в некотором смысле превосходят их по функциональности.

Преимущества корпоративной электронной почты по модели SaaS вполне очевидны: организации не нужно поддерживать собственный почтовый сервер, вырабатывать собственную политику борьбы со спамом и вирусами, выполнять трудоемкие процедуры, связанные с администрированием системы. Вместо этого достаточно лишь заплатить фиксированную абонплату – и можно пользоваться сервисом, полностью забыв о технической стороне вопроса. Во многих случаях это фактически означает отпадение необходимости в трудоустройстве собственного системного администратора, ответственного за поддержку корпоративной системы электронной почты и связанных с ней систем коллективной работы.

Очевидно, что размещение корпоративной электронной почты на сторонней площадке связано с определенными рисками, на которые готовы пойти далеко не все компании. Например, электронная почта может оказаться недоступной в течение какого-то времени по вине поставщика или же серверы поставщика могут быть взломаны злоумышленнниками. Но большинство таких рисков носит относительный характер. Разумеется, идеально защищенный сервер во внутренней корпоративной сети надежнее и безопаснее, чем почтовый сервис от Microsoft или Google. Однако на практике – и в особенности это касается малого бизнеса – компании просто не обладают ресурсами, необходимыми для организации полноценного ИТ-обслуживания, мониторинга и защиты собственной инфраструктуры. В итоге SaaS-решение, обслуживаемое на постоянной основе специалистами провайдера, часто оказывается безопаснее и надежнее, чем собственное решение, поддерживаемое силами «приходящего» системного администратора.

Электронная почта и автоматизация бизнеса относятся к наиболее популярным  облачным решениям в России

Источник: Softline, 2011

Электронная почта – относительно простое и массовое решение, которое практически любая компания может реализовать собственными силами. Этого не скажешь о таких сервисах, как корпоративная система IP-телефонии или видеоконференц-связи, которые раньше для многих компаний были недоступны в силу запретительно высокой цены и чрезмерной сложности при развертывании и эксплуатации. Благодаря SaaS, современные коммуникации стали намного ближе: эти сервисы сегодня можно приобрести как по отдельности (например, отечественное решение от «МультиАТС»), так и в составе пакета с решением для организации корпоративной почты (прежде всего, Google). Следует ожидать, что в недалеком будущем полноценную интеграцию Office 365 с IP-телефонией реализует и Microsoft, которая недавно приобрела самого известного провайдера IP-телефонии Skype.

В целом, для российских компаний сегодня доступно довольно много альтернативных SaaS-решений в области электронной почти и коммуникаций: как со стороны глобальных вендоров (Google, Microsoft), так и от отечественных компаний (например, ITooLabs) и на базе разработок с открытым кодом (Open-Xchange). В зависимости от конкретных обстоятельств, цены будут сильно различаться, однако в целом малая компания из 25 сотрудников, желающая воспользоваться услугами арендованной электронной почты с базовыми дополнительными сервисами, должна быть готова тратить на это порядка 30-60 тыс руб. ежегодно.

SaaS для автоматизации бизнеса

SaaS-системы занимают устойчивые позициии в сфере корпоративных решений класса CRM и ERP. Поскольку SaaS-решением можно начать пользоваться сразу после оплаты, сроки внедрения таких систем сокращаются до предела по сравнению с традиционными аналогами, что бывает особенно выгодно в условиях быстро растущего малого и среднего бизнеса.

SaaS-решения привлекают российских пользователей прежде всего своим удобством

Источник: Softline, 2011

Если в области корпоративных коммуникаций на российском рынке используются, в целом, те же решения, что и на Западе, то в сфере автоматизации бизнеса специфика российского бизнеса проявляется более ощутимо. Присутствие Salesforce.com – признанного мирового лидера в области CRM – на российском рынке ограничено, что дало возможности для появления здесь нескольких независимых малых поставщиков, предлагающих аналогичные решения, оптимизированные для российских пользователей: Asoft CRM, qCRM, On-crm и др. Кроме того, в России довольно популярны системы с открытым кодом SugarCRM и ее форк vTiger CRM.

Отсутствие активного маркетинга со стороны Salesforce.com также играет на руку Microsoft, которая продвигает аналогичное решение Dynamics CRM, действуя преимущественно через партнерскую сеть. Но линейка Dynamics не ограничивается CRM-системами, и в ее состав входят также ERP-системы. Вероятно, в будущем эти решения станут доступны российским пользователям и на базе дата-центров Microsoft, хотя компания пока не называет конкретные сроки.

SaaS-решения российских компаний

Существенный интерес представляют решения для автоматизации бизнеса, изначально созданные для удовлетворения специфических потребностей российских пользователей. Таковы, например, онлайн-сервисы от «СКБ Контур», системы «Мое дело», «Мой склад» и др. Если использование электронной почты по модели SaaS позволяет сэкономить на зарплате системного администратора, то перечисленные сервисы позволяют малым компаниям экономить на зарплате бухгалтера и сотрудников, занимающихся учетом. Хотя эти системы и не могут конкурировать в полной мере с тяжеловесным бухгалтерским ПО, они позволяют решать большую часть повседневных задач, с которыми сталкиваются индивидуальные предприниматели, а также оказывают существенное подспорье бухгалтерам, работающим по совместительству.

Значительной популярностью пользуется отечественная система для ведения задач «Мегаплан», также оптимизированная для нужд малого бизнеса. Это легковесное решение с удобным интерфейсом, предназначенное для тех компаний, которые испытывают потребность в организации коллективной работы и отслеживании задач, но которым невыгодно переплачивать за полноценную систему управления проектами, где многие функции оказываются невостребованными.

Общая черта популярных отечественных SaaS-решений – их направленность на удовлетворение потребностей малого бизнеса: подавляющее большинство их пользователей составляют компании с числом сотрудников около 10-20 человек.

Будущее за интеграцией SaaS

Одна из наиболее многообещающих тенденций развития SaaS-приложений – это взаимная интеграция различных SaaS-сервисов, в том числе, разработанных разными поставщиками. Например, приложение для организации адресных email-рассылок MailChimp поддерживает интеграцию с Facebook (что позволяет сочетать возможности email-рассылок с функциональностью социальной сети), Google Apps (что позволяет использовать данныеиз Gmail и других приложений Google), Google Analytics (что позволяет визуализировать и анализировать результативность рассылки) и др.

Другой пример: приложение PowerDialer от компании InsideSales.com позволяет пользователям CRM-системы Salesforce.com автоматизировать одну из наиболее рутинных процедур в деятельности современных компаний – «обзванивание» потенциальных клиентов, позволяя оператору сосредоточиться на непосредственном общении, а не на процессе дозвона и подсчете оптимального времени для общения с тем или иным клиентом. При этом компания InsideSales.com разрабатывает и собственную CRM-систему, однако по степени популярности она не может тягаться с лидером рынка Salesforce.com. Таким образом, благодаря интеграции SaaS пользователи получают в едином пакете самую популярную онлайновую CRM-систему с наиболее функциональной системой автоматизации телефонных дозвонов.

Office 365 Marketplace — один из новых крупных каталогов SaaS-приложений

Источник: Microsoft, 2011

Комбинация функциональных возможностей — не единственный плюс от интеграции SaaS-сервисов. В конце концов, и без интеграции никто не запрещал пользователям раздельно регистрироваться на нескольких сайтах и получать доступ к различным сервисам. Но в этом  случае  приходится не только запоминать пароли от разных сайтов, но и многократно вводить в разные системы одни и те же данные, а также вручную «перетаскивать» данные из системы в систему, что делает работу утомительной и малоэффективной. Сегодня достаточно завести учетную запись в системе одного из крупных поставщиков, предоставляющих платформу для единой аутентификации, будь то Facebook, Google или Microsoft, – и далее просто по мере необходимости «подключать» новые сервисы от других поставщиков, сведя регистрационную рутину к минимуму.

Чтобы еще больше упростить такое «подключение», каждый из ведущих поставщиков создал собственную площадку для приложений от сторонних поставщиков. Чаще всего такая площадка представляет собой каталог подключаемых онлайн-приложений (AppExchange от Salesforce.com, Google Apps Marketplace, Office 365 Marketplace). Подключение приложений с помощью таких площадок аналогична установке традиционного ПО, только протекает существенно быстрее и не требует вмешательства системного администратора. По сути, ведущие поставщики сегодня создают платформы, которые в будущем возьмут на себя часть функций привычных нам операциионных систем. Вместо того, чтобы создавать приложения для Windows, Linux или MacOS, сегодняшние разработчики пишут программы, изначально нацеленные на интеграцию с Google Apps, Facebook, Salesforce.com или Microsoft. У каждой платформы есть плюсы и минусы. Как и в прошлом, разработчик может принять решение о том, чтобы связать свое будущее с одно платформой или же создать многоплатформенное приложение, которое будет способно интегрироваться с платформами разных поставщиков.

В России полноценные аналоги облачным платформам от ведущих западных вендоров отсутствуют. Хорошая по функциональности платформа для единой аутентификации и интеграции онлайновых сервисов (и, что немаловажно, солидная база зарегистрированных пользователей) имеется у «Яндекса», в то время как единственный коммерческий каталог онлайн-приложений сегодня предоставляет только компания «Софтлайн». Но пока что кажется маловероятным, что эти проекты станут достойной альтернативной зарубежным облачным платформам.

Егор Гребнев

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS