Обозрение подготовлено

версия для печати
Потребительский ГЛОНАСС появится не раньше 2011 года

Карты для GPS станут дешевле и "умнее"

Сектор GPS в России постепенно выходит из кризиса. Свидетельством этому является нарастание конкурентной борьбы среди производителей. Основные тенденции развития картографического рынка - увеличение количества бесплатных навигационных онлайн-сервисов и возможность самостоятельной доработки карт. Это, в свою очередь, уменьшит стоимость карт и позволит им стать точнее.

Напомним, что в 2007-2008 гг.,рынок потребительских GPS-устройств был признан одним из самых быстрорастущих секторов ИТ и телекоммуникационной индустрии благодаря двукратному росту. Так, в 2007 году было продано 500 тыс. устройств. Эксперты прогнозировали сохранение таких темпов еще в течение нескольких ближайших лет. Согласно их прогнозам, в течение трех лет количество проданных устройств должно было возрасти в 4 раза, т.е. составить порядка 2 млн шт уже к 2010 году.

По итогам 2009 года эксперты, представляя немного различные данные, говорят примерно об одном и том же -  продано до 1 млн GPS-устройств. Светлана Завьялова, эксперт аналитической группы Smartmarketing, полагает, что общий объем рынка составил около 600 тыс. устройств, имеющих навигационные функции. Эта цифра включает в себя как автомобильные навигаторы (PND), так и коммуникаторы (WID). Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер", считает, что общий объем рынка навигационных устройств в 2009 году составил больше 1 млн: без учета платформы Symbian, но включая iPhone, реализовано порядка 600-700 тыс. коммуникаторов с GPS и около 400 тыс. классических автонавигаторов.

По оценке Андрея Якубова, начальника аналитического отдела "Цифровой Центр ИОН", в 2009 году российский рынок GPS-устройств всех типов, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS, составил около 900 тыс. штук. Александр Буянов, руководитель навигационного направления "Прогород" компании CD COM, говорит о том, что суммарный годовой объем российского рынка GPS-устройств превышает миллион аппаратов, а меньше всего (300 тыс. – 350 тыс. шт.) приходится на долю PND. Растут объемы продаж коммуникаторов и смартфонов с GPS-модулем: порядка 450–500 тыс. устройств в год по сравнению с 2008 годом. Что касается телефонов с GPS-модулем (здесь лидируют бренды Samsung и Nokia), то их продается не менее двух миллионов. Однако эксперт полагает, что прибавлять эти цифры к данным по продажам навигаторов и коммуникаторов-смартфонов некорректно: в том числе, потому что процент владельцев сотовых телефонов с GPS, использующих их в качестве навигатора, существенно меньше, чем владельцев коммуникаторов-смартфонов. Несмотря на то, что в ряде моделей есть модуль GPS, их достаточно проблематично использовать в качестве полноценного навигатора, прежде всего, по причине отсутствия сенсорного экрана.

Самые популярные

В розничной продаже соотношение между WID и PND практически не изменилось, оставаясь в среднем на уровне 60/40 в пользу WID. При этом раньше оно было ближе к 70/30, но относительная доля PND растет, так как на продажи WID, оборудованных GPS, более существенно повлияла экономическая обстановка. В частности, уменьшение покупательского спроса в 2009 году, учитывая, что обычно данный сегмент представляют довольно дорогие модели. 

В сегменте PND в 2009 году также наблюдался спад. В среднем годовые продажи составили 20-30% от показателей 2008 года. При этом первый квартал, по мнению Михаила Чернышова, для сегмента навигаторов был практически провальным – продажи остановились почти у всех брендов. Причина была в существенном уменьшении покупательской активности, вызванной кризисными явлениями в экономике, затаривании складов, вызванном низкой активностью потребителей в "горячей сезон" новогодних продаж, а также в общей растерянности участников рынка, многие из которых предпочли остановить развитие своего бизнеса и выждать. Порядка 40% продаж всех GPS устройств приходится на Москву и Московскую область, что связано с ограниченным предложением действительно качественных региональных навигационных карт.

Если говорить о популярности GPS-устройств, то, по экспертным оценкам, в топ-лист основных игроков рынка PND 2009 года вошли Garmin и Explay, а далее со значительным отрывом от лидеров – Shturmann, Lexand, Prestigio, Mio, Navigon. Интересно, что Explay увеличил свою долю после слияния с Voxtel. Высокий показатель этого бренда можно также объяснить определенными преференциями в розничной сети "Связной", с которой аффилирована компания Explay.

Стоит отметить, что в 2009 году произошла своего рода "зачистка" рынка классических навигаторов. Некоторые бренды, еще недавно занимавшие заметные позиции, утратили их, сократив свою долю до минимума. Среди них - JJ Connect или xDevice, Nexx, ComStorm. Рынок стал более концентрированным.

В 2009 году, по экспертным оценкам, в Топ 3 WID-устройств вошли: Apple, HTC, Samsung. Следующие позиции делят RoverPC, Acer и Gigabyte GSmart – их доли заметно ниже, чем у лидеров первой тройки.

Куда ведет навигатор?

Эксперты выделяют несколько ключевых тенденций рынка навигационного потребительского оборудования в 2009 году. Среди основных: снижение стоимости автомобильных GPS-навигаторов, обострение конкуренции среди производителей и расширение предложения бесплатных навигационных онлайн-сервисов для смартфонов и коммуникаторов. Безусловно, все это выгодно для потребителя, поскольку ведет к удешевлению карт и повышению их качества.

Конкуренцию среди разработчиков программного обеспечения Светлана Завьялова называет "картографическими войнами". Так, в 2009 году Nokia объявила о публикации бесплатных карт, что стало результатом довольно длительной подковерной борьбы. Аналогичные процессы, но со своей спецификой, происходят и в секторе PND-устройств. Поскольку проблему полноты и актуальности карт для основных регионов многие вендоры решили, то началась борьба в области дополнительных функций - в первую очередь, речь идет о сервисах "пробки". Ими в действительности пользуются немногие: в телефонах эта функциональность востребована мало, а владельцы автонавигаторов, как правило, сами знают все пробки на своем обычном маршруте. Максимум, что они делают - смотрят общую загруженность трафика в городе, но для этого вполне подходят сервисы, которые предоставляют поисковики и порталы. Для профессиональных частных таксистов это важная функция, но в абсолютном выражении их не так много, поскольку у таксомоторных компаний обычно есть централизованная структура. В потребительском сегменте больший интерес вызывают новые функции 3D-навигации с трехмерными картами сложных участков дорог (развязок) – впервые такие функции были предложены в навигационном сервисе "Прогород", первая версия которого была выпущена в ноябре 2009 года.

Помимо внешней эффектности и удобства использования на сложных участках (например, визуализация съездов с Третьего транспортного кольца Москвы), в некоторых картах появились дворовые проезды - т.е. предусмотрена возможность объезжать пробки по дворам. Правда, доступна она пока только для жителей Москвы. Кстати, по оценкам Smartmarketing, в области навигационных программных решений лидируют не коммерческие разработки, а проекты вроде OpenStreetMap.

Другой интересной тенденцией (по определению Smartmarketing - "социальная навигация"), становится подключение пользователей к работе над картами (актуализация), мониторингу, пополнению баз POI и др. Во многих навигационных системах уже предусмотрены соответствующие функции.

Александр Буянов отмечает, что в сегменте PND более активно стали продаваться устройства с поддержкой GPRS. Это позволяет организовать мобильный интернет-канал для передачи данных. Значит, можно говорить о развитии всевозможных онлайн-сервисов (так называемые location based services, LBS), основным из которых является маршрутизация с учетом загруженности дорог - или, как мы привыкли говорить, с учетом пробок.

Алексей Писарев

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS