Обозрение подготовлено

версия для печати

Судьба 3G в России: Питерский прорыв

Судьба 3G в России: Питерский прорыв

Сегодня 3G-сети в Петербурге существуют в двух стандартах — EV-DO у "Скай Линка" и UMTS/HSDPA у "Мегафона". До октября 2007 г. CDMA-оператор был единственным, кто предоставлял в России беспроводной интернет в мобильных сетях. А осенью 2007г. Петербург стал первым российским городом, где появилась в коммерческой эксплуатации 3G-cеть стандарта GSM.

Все значимые события в области российской мобильной связи впервые происходили в Петербурге. Так, в сентябре 1991 года там заработал первый в стране оператор сотовой связи "Дельта телеком" (стандарт NMT-450i). В декабре 1994 года — первый российский GSM-оператор "Северо-Западный GSM" (позднее вошел в состав "Мегафона"). В декабре 2005 года  Петербург вместе с Москвой стали первыми городами, где в сетях мобильной связи стал функционировать быстрый беспроводной интернет — это был Sky Turbo от "Скай Линк" (в его состав влился  "Дельта телеком"). В октябре 2007 года Петербург стал первым российским городом, где GSM-оператор "Мегафон" ввел в коммерческую эксплуатацию 3G-сеть. 

"Скай Линк" — первопроходец

С точки зрения потребителя, не вдающегося в подробности технической реализации стандартов, единственное отличие сетей третьего поколения (3G) от сетей 2G/2,5G — значительно более быстрая передача данных. А вот она уже, в свою очередь, позволяет внедрять такие услуги, как высокоскоростной доступ в интернет, видеозвонки, мобильное телевидение и радио, загрузка в телефон "тяжелого" контента. Между тем, в сложившейся практике, когда говорят о 3G в России, почти всегда почему-то имеют в виду GSM-операторов, в то время как ключевая составляющая 3G-сети — высокая скорость передачи данных — была обеспечена еще два года назад "Скай Линком" — оператором стандарта CDMA-450.

В Петербурге "Скай Линк" запустил высокоскоростной доступ в интернет под торговой маркой Sky Turbo  в декабре 2005. Эта возможность реализована по технологии EV-DO (скорость передачи данных к абоненту до 2,4 Мбит/c, от абонента — до 153 Кбит/c). До октября 2007 г. CDMA-оператор был единственным в России, кто предоставлял беспроводной интернет в мобильных сетях на таких скоростях. У "Скай Линка" не очень большая абонентская база — около 190 тысяч по СЗФО — однако самый большой ARPU среди сотовых операторов — 46,53 долл. Пользователей Sky Turbo на Северо-Западе у оператора на данный момент насчитывается около 70 тысяч.

Расценки на мобильный интернет "Скай Линка" — 1500 руб. за 1Гб входящего и исходящего трафика в месяц и 2,9 р. за каждый мегабайт сверх лимита. Это значительно дороже, чем фиксированный безлимитный интернет, но при этом заметно дешевле, чем GPRS. Активность использования  беспроводного интернета у "Скай Линка" постоянно растет -  показатель MbOU (Megabyte On User) в течение первого полугодия 2007 года вырос с 63 Мб до 102 Мб в месяц (в сентябре 2007г. — до 125 Мб).

"Мегафон" — 3G-лидер "большой тройки"

Среди операторов "большой тройки" первым в коммерческую эксплуатацию 3G-сеть из 30 базовых станций в октябре 2007г. сдал "Мегафон". На данный момент сеть третьего поколения "Мегафона" в Петербурге действует в центральном районе города, на части Васильевского острова, в аэропорту Пулково, а также в некоторых пригородах (Пушкин, Сертолово). Технические характеристики сети: скорость в прямом канале — до 3,6 Мбит/c, в обратном — до 384 Кбит/c. Теоретически стандарт HSDPA позволяет достигать скоростей 14,4 Мбит/c, однако тестирование оборудования показало, что пока реально достижимо только 3,6 Мбит/с.

В данный момент заявленные характеристики "Мегафона" лучше, чем у "Скай Линка", однако и CDMA-оператор не стоит на месте. В 2008 году одновременно в Москве и Санкт-Петербурге планируется запустить технологию EV-DO Rev.A, которая позволяет достигать скорости 3,1 Мбит/сек на прием и 1,8 Мбит/сек на отправку информации с абонентского терминала. Надо отметить, что скорость в обратном канале, на которую обычно мало обращает внимания, в некоторых случаях может играть существенную роль — например, при закачивании файлов большого объема с ноутбука абонента на ftp-сервер или при необходимости организации беспроводного доступа во внутреннюю корпоративную сеть.

Видеозвонок — главное преимущество?

Сразу же после ввода в коммерческую эксплуатацию 3G-сети "Мегафон" запустил услугу видеозвонка. Сейчас она стоит 5 рублей в минуту, исходящий и входящий трафик не учитывается. В качестве целевой аудитории данной услуги в компании видят молодежь и родителей, которые захотят контролировать своих детей — чтобы не только их слышать, но и видеть, где они находятся. У "Скай Линка" возможности совершать видеозвонки нет. Вызвано это двумя причинами. С одной стороны, 153 кбит/с  в обратном канале - недостаточно для передачи качественного изображения, с другой — нет телефонов стандарта CDMA-450, которые бы поддерживали эту функцию. Первая проблема снимется в 2008 году после ввода EV-DO Rev.A, а со второй сложнее.

Мало кто знает, что телефоны для своей сети оператор производит на заказ. Это связано с тем, что в Европе и России сейчас доминирует стандарт GSM, а в Юго-Восточной Азии — CDMA-800. Таким образом, крупным вендорам невыгодно производить мелкосерийными партиями телефоны стандарта CDMA-450, компании приходится их заказывать специально под себя у менее известных производителей.

Стандарт CDMA-450 распространен на таком обширном рынке, как США, однако ситуация там кардинально отличается от российской, в Америке соответствующие телефоны работают без SIM-карт. Для России с ее доминированием GSM-связи традиционной моделью является наличие SIM-карты в телефоне, поэтому "Скай Линк" пошел на то, чтобы заказывать аппараты специально под себя. Как сообщили CNews источники в операторе, разработка телефона с возможностью видеозвонка предусмотрена в планах компании на 2008 год.

"Мегафон" и "Скай Линк" пока союзники

Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что "Скай Линк" с появлением сетей UMTS/HSDPA больше выиграет, чем проиграет. "С одной стороны, оператор обретет в лице "большой тройки" мощнейших союзников в части популяризации сетей 3G и их наполнения соответствующими сервисами (оптимизированными под "быстрый" мобильный интернет), — говорит г-н Брюквин. — С другой — "Скай Линк" еще долгое время будет опережать новоиспеченных "соратников" по такому важному параметру, как зона покрытия сети".

В пресс-службе "Скай Линка" солидарны с г-ном Брюквиным и считают выход "Мегафона" на данный рынок положительным фактором. "Мы больше года на этом рынке присутствуем в одиночку, развиваем технологию третьего поколения EV-DO, работаем с контент-агрегаторами, экспериментируем с новыми услугами и тарифами, — отметили в "Скай Линке". — Сейчас большинство наших абонентов активно пользуются мобильным интернетом, технология EV-DO уже работает в 18 из 30 регионов присутствия компании". В Петербурге покрытие EV-DO составляет 100% территории города, в Ленинградской области — более 65%, аналогичная ситуация в Московском регионе.

Аналитик Денис Кусков уверен, что сети третьего поколения GSM-операторов составят значительную конкуренцию "Скай Линку" только тогда, когда будет покрывать не отдельные кварталы, а весь город и хотя бы ближайшие пригороды. "На популярность 3G будет влиять также число телефонов, поддерживающих соответствующую технологию, — отмечает он. — Необходимо, чтобы их число росло, а средняя цена падала. Только после этого можно будет говорить о реальной конкуренции между GSM-операторами, как поставщиками услуг мобильного интернета, и "Скай Линком"". Если же говорить о стоимости, то сейчас у "Мегафона" такие же цены, как  у "Скай Линка".

"Билайн" и МТС 3G-сеть еще вообще не развернули (операторы планируют ее запуск до середины 2008 года), нет и реальной конкуренции в сфере быстрого мобильного интернета. Поэтому опускать цены ниже, чем у "Скай Линка" сейчас все равно не имеет смысла. Ценовых войн в данном сегменте следует ожидать не ранее первой половины 2009 года, когда "Мегафон" расширит покрытие, а запущенные к тому времени сети третьего поколения у  "Билайн" и МТС также разовьются до приемлемого уровня.

Конкуренты не дремлют

Генеральный директор компании "Мегафон" Сергей Солдатенков отметил, что цена услуг на сотовую связь в России среднем в 4 раза меньше, чем в Европе, соответственно, и доходы меньше в 4 раза, поэтому оператор не может инвестировать миллиарды долларов в новые технологии, как это делают иностранные сотовые компании. "Это плохо. Но хорошо, что мы уже можем не делать ошибок, которые делали другие операторы. Ошибки были не только экономические, но и в том, что 3G-телефоны были дорогие, а сейчас их цена приближается к 300 долл., а это уже выход на массовый рынок. При этом мы строим сеть третьего поколения на той скорости, которая была недоступна несколько лет назад", — отметил г-н Солдатенков. По его словам, в ближайшие два года "Мегафон" вложит 100 млн долл. в развитие 3G-сети в Петербурге и Ленобласти — на эти деньги будет построено 1000 базовых станций, а по всей России в ближайшие 3 года — 1 млрд долл.

Согласно полученной лицензии, "Мегафон" должен в 2008 году построить 3G-сеть в 16 субъектах России. "Сегодня есть проблемы с частотами. Мы проводим работу с военными и частотными организациями по поводу расчистки частотного спектра. В Москве на сегодняшний день самая тяжелая ситуация. Получается, что там, где бизнес-модель может работать — нет частот, а там, где частоты есть — не работает бизнес-модель. В Бурятии мы можем хоть завтра запустить эти услуги, но там нет абонентской базы", — рассказал Сергей Солдатенков. По его словам, в Петербурге частотная ситуация лучше, чем в Москве, и в том числе и по этой причине северная столица стала первым регионом, где 3G ввели в коммерческую эксплуатацию.

Как заявили CNews в пресс-службе МТС, этот оператор также в течение трех лет планирует инвестировать в строительство 3G-сетей 1 млрд долл., однако в Петербурге 3G-сеть должна быть запущена МТС только в середине 2008 года. Коммерческий директор северо-западного макрорегиона оператора "Билайн" Евгений Пепеляев уверяет, что в компании были готовы к выходу "Мегафона" на рынок с 3G-предложением раньше других операторов. "Эта новость не стала большим сюрпризом. Не считаю, что это событие как-то повлияет на расстановку сил в сегменте 3G", — говорит г-н Пепеляев. Свою позицию он объясняет тем, что на привыкание к самому факту существования этой технологии уйдет определенное время. Также существует проблема смены телефона для большого числа потенциальных абонентов 3G-сети, напоминает г-н Пепеляев. Что же касается Tele2, то компания активно позиционирует себя на питерском рынке, как дискаунтера, ориентируясь на низкобюджетных абонентов. Поэтому получение лицензии на 3G для них актуально.

Нет телефонного аппарата — нет 3G

По данным коммерческого директора "Мегафон Северо-Запад" Елены Налобиной, на сегодняшний день сеть компании регистрирует 200 тыс 3G-терминалов на Северо-Западе, из них более половины в Санкт-Петербурге. Таким образом, при численности зарегистрированных SIM-карт оператора в Петербурге и Ленобласти в 3,2 млн шт. проникновение 3G-телефонов составляет  3,1% (на самом деле, учитывая, что SIM-карт уже давно больше, чем людей, этот показатель выше).

В "Евросети" оценивают количество продаваемых телефонов с поддержкой UMTS в 1,5-2% от общего объема реализации. По мнению представителя компании, это никак не связано с наличием сетей 3G. "Просто существуют люди, которым телефон с UMTS понравился именно по своему дизайну и функциональным характеристикам, при этом покупатель может и не подозревать о существовании 3G-сетей", — отметили в компании. По словам представителей "Евросети", в ближайшее время не стоит ожидать лавинообразного роста спроса на 3G-телефоны. "Однако через год-два спрос на них будет достаточно высок в связи со снижением их средней цены", — прогнозируют в компании.

Директор по рекламе сети "Телефорум" Сергей Дунаев также считает, что в 2008 году большого спроса на 3G-телефоны в России ожидать не следует. "Как показала статистика продажи GPRS- и WAP-телефонов в момент их появления, наш народ медленно привыкает к новым технологиям", — заявил г-н Дунаев.

В сети "Диксис" объем продаж 3G-телефонов намного выше, чем у конкурентов. "В общих объемах продаж мобильных устройств доля телефонов с поддержкой стандарта 3G составляет порядка 12% в количественном выражении и 19% — в денежном", — рассказали в пресс-службе компании. Причем, по словам представителя "Диксиса", наблюдается тенденция к росту спроса на такие аппараты. Лидирующие позиции по наличию в товарной линейке телефонов с поддержкой стандарта связи третьего поколения занимают Nokia (порядка 30%) и Sony Ericsson (около 15%). "Спрос потребителей на данные телефоны обусловлен, скорее, общим увеличением спроса на высокофункциональные мобильные телефоны, и пользователи часто не осознают, что покупают телефон, предназначенный для работы в сетях 3G", — отмечают в "Диксисе".

Что будет дальше

Пока не развернуты 3G-сети у "большой тройки" и неизвестны их маркетинговые шаги в данном направлении, невозможно сказать, как 3G повлияет на их рыночные доли. Однако есть основания опасаться за судьбу "Скай Линка" - несмотря на оптимистические заявления пресс-службы оператора, его будущее, после полномасштабного развертывания сетей операторами "большой тройки", выглядит туманным.

Сейчас CDMA-оператор привлекает пользователей тем, что предоставляет услугу быстрого мобильного доступа в интернет. Значительная часть абонентов "Скай Линка" также владеют SIM-картами GSM-операторов, а CDMA-оператора используют только для выхода в интернет. После развертывания 3G у "большой тройки" абонентам этих сетей, нуждающихся в быстром мобильном интернете, не будет никакого стимула подключаться к "Скай Линку", кроме ситуации, если тот сделает демпинговые цены на трафик. Правда, в этой ситуации ARPU оператора резко упадет, соответственно, упадут и доходы с  рентабельностью. Более того, весьма вероятен отток уже существующих абонентов "Скай Линка" - ведь свою уже существующую GSM-SIM-карту они смогут  использовать как для разговоров, так и для выхода в интернет.

В "Скай Линке" понимают эту ситуацию и поэтому начали участвовать в конкурсах на выдачу лицензий на GSM-связь. По утверждению гендиректора "Скай Линка" Гульнары Хасьяновой, оператор будет строить конвергентные сети GSM — CDMA, причем GSM будет использоваться для передачи голоса. Чтобы более четко позиционировать себя как поставщика услуг быстрого интернета, "Скай Линком" в октябре 2007 года был также проведен ребрендинг.

Аналитик AC&M Consulting Елена Саяпина поставила перспективы GSM-проекта оператора под сомнение. "К планам "Скай Линка" по построению двухстандартной сети мы относимся скептически. При существующем уровне проникновения сотовой связи неясно, где оператор собирается набирать абонентов, а решение проблемы роуминга для того небольшого числа абонентов, которые уже есть у него, не стоит сотен миллионов долларов, которые надо потратить на строительство сети. Также эти планы осложняет проблема отсутствия двухстандартных GSM/CDMA-телефонов", — уверена она. Утяжеляет ситуацию и многократная разница бюджетов операторов "большой тройки" и "Скай Линка".

Даниил Иванов / CNews. Северо-Запад

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS